Черепаха, на которой держится мир


Черепаха, на которой держится мир, в мифологии — огромная черепаха, поддерживающая собой весь мир. Встречается в индийской и китайской мифологии, а также мифах американских индейцев.

Мифическая черепаха в индуистской мифологии известна как Akupāra (санскр. अकूपार) или иногда Chukwa. Она упоминается в Джнанараджи (авторства Siddhāntasundara, написанной около 1500 года): «Стервятник, имеющий немного сил, отдыхает в небе, держа змею в клюве прахару [три часа]. Почему [божество] в виде черепахи, обладающее невероятной силой, не может держать Землю в небе кальпы [миллиарды лет]?»[1].

Британский философ Джон Локк упомянул о ней в своем трактате 1689 года «Опыт о человеческом разумении», в котором сравнивается человек, говорящий, что свойства присущи «субстанции», с индийцем, согласно которому мир находится на слоне, который, в свою очередь, находится на черепахе, «но, когда его снова спросили, что поддерживает широкоспинную черепаху, он ответил — нечто, он не знал что»[2].

В словаре Брюера[англ.] (англ. Brewer’s Dictionary of Phrase and Fable) отмечается, что Maha-pudma and Chukwa являются именами из «популярного варианта индуистского мифа, в котором черепаха Chukwa поддерживает слона Maha-pudma, который, в свою очередь, поддерживает мир»[3].

В китайской мифологии рассказывается, что богиня Нюй-ва отрезала ноги гигантской морской черепахе Ао (кит.: 鳌; пиньинь: áo) и использовала их в качестве опор для неба, после того как Гунгун повредил гору, которая подпирала небо[4].

Миф делаваров о «Большой черепахе» впервые записал между 1678 и 1680 годами Джеспер Данкертс[англ.]. Легенда распространена среди других индейцев Вудленда, в частности ирокезов[5].