Чесма (броненосец)


Чесма́ — эскадренный броненосец Черноморского флота, второй в серии из четырёх кораблей типа «Екатерина II».

Строился в Севастополе, на верфи РОПиТа. 30 сентября 1883 года получил название «Чесма». Заложен 25 сентября 1884 года. Спущен на воду 18 мая 1886 года, вступил в строй 17 мая 1889 года. 18 марта 1907 года разоружён и сдан в порт. С 1912 года использовался в качестве мишени.

Наблюдателем от Морского министерства при строительстве броненосца был капитан корпуса корабельных инженеров А. П. Торопов, его помощником — поручик А. Э. Шотт. Строителем от РОПиТ был назначен штабс-капитан К. Н. Арцеулов.

30 июня 1882 года в Севастополе член правления РОПиТ Н. Н. Сушев заключил контракт с конторой Санкт-Петербургского порта на постройку по чертежам и спецификациям первого черноморского броненосца «Екатерина II» ещё двух кораблей. Общество обязывалось немедленно приступить к строительству и изготовить всё, кроме машин, брони, артиллерии, шлюпок, якорей с цепями и такелажа. Фактически РОПиТ изготавливало только корпуса кораблей и уже в процессе постройки устанавливало всё вышеперечисленное оборудование, которое Морское министерство обязалось поставлять в заранее оговоренные сроки.

При постройке броненосца МТК учитывал опыт службы «Петра Великого». В конце августа 1883 года адмирал И. А. Шестаков приказал рассмотреть в Морском техническом комитете вопросы о продлении брони на всю длину корабля, сокращении количества 305-мм орудий до четырёх и размещении их в башнях французской фирмы «Форж и Шантье», о размещении четырнадцати 152-мм орудий на батарейной палубе. В декабре 1883 года МТК утвердил удлинение броневого пояса, но отказался от изменения вооружения.

Заказ на броню был размещён на заводе «Кэмел» в Шеффилде. Два орудийных снижающихся станка 305-мм орудий заказали английскому заводу Андерсона, рассчитывая по ним сделать затем четыре остальных на Обуховском заводе. 12 февраля 1884 года с бельгийской фирмой «Джон Коккериль» был заключён контракт на постройку двух трёхцилиндровых машин, паровых котлов и вспомогательных механизмов к ним.