Шотт, Александр Эрнестович


Александр Эрнестович Шотт (Шот) (29 октября (10 ноября) 1854, Санкт-Петербург — 18 января (1 февраля) 1911) — инженер-кораблестроитель, проектировщик и главный строитель броненосца «Князь Потёмкин Таврический» — первого отечественного военного корабля с котлами на жидком топливе; броненосца «Евстафий». Полковник Корпуса корабельных инженеров, инспектор кораблестроительных работ Николаевского порта в чине действительного статского советника.

Александр Эрнестович Шотт родился 29 октября (10 ноября) 1854 года[1] в Санкт-Петербурге в мещанской многодетной семье кистера Лютеранской церкви Святого Михаила Эрнста Теодора (Матвеевича) Шотта и его супруги Гертруды Краузе. У Александра было три брата: Владимир, Эммануил и Роберт[2]. Предки семьи Шоттов были выходцами из Франции[3].

В 1870 году, после окончания гимназии Петришуле, поступил в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте[4]. Окончил училище в 1875 году и произведён в прапорщики. Через год был произведён в кондукто́ры Корпуса корабельных инженеров. С 1876 года участвовал в ремонте броненосного фрегата «Князь Пожарский» и 17-пушечного корвета «Богатырь»[5] в Кронштадте[3].

С 1877 года работал в Новом Адмиралтействе (Санкт-Петербург) помощником строителя клипера «Наездник» (строитель — штабс-капитан П. И. Митрофанов), а в 1881—1883 годах — помощником строителя броненосных фрегатов «Герцог Эдинбургский» (строитель — штабс-капитан Н. Е. Кутейников) и «Дмитрий Донской» (строитель — подполковник Н. А. Самойлов)[3], а затем помощником наблюдающего на санкт-петербургском Механическом заводе по строительству разборного плавучего дока для владивостокского порта[6].

В 1883 году был переведён на верфь РОПиТа в Севастополь. В сентябре 1884 года стал помощником наблюдателя капитана А. П. Торопова за строительством мореходных броненосцев «Чесма» и «Синоп» (строитель — капитан Корпуса корабельных инженеров К. Н. Арцеулов), которые были спущены на воду в мае 1886 года, и в 1888 году вступили в строй. Затем был помощником строителя эскадренного броненосца «Три Святителя», а с 15 июля 1893 года стал главным строителем этого броненосца вместо К. К. Ратника, которому было поручено возглавить Балтийский судостроительный завод в Санкт-Петербурге. 31 октября 1893 года корабль был спущен на воду и в 1895 году, после достройки, вступил в строй[3][7][8].

В феврале 1896 года был командирован в Москву, являлся членом комиссии по приёмке дизельной электростанции работающей на жидком топливе, которая была построена для Сандуновских бань, вследствие предписания столичных властей о запрещении использования угля, а тем более дров рядом с только что построенным Государственным банком. Возможно, по мнению московского краеведа Е. В. Аксёнова, севастопольскому военному инженеру А. Э. Шотту именно тогда пришла идея создать первый отечественный военный корабль (броненосца «Князь Потёмкин-Таврический») с котлами на жидком топливе[9].