Чесма (катер)


Че́сма — минный катер Российского Императорского флота, отличившийся в ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 годов.

Один из четырёх катеров, которыми был вооружён минный транспорт «Великий князь Константин». Участник первой в истории успешной торпедной атаки (13-14 января 1878 года).

Построен в 1876 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге[1]. 26 декабря 1876 года приказом С. О. Макарова № 21 катеру было присвоено имя «Чесма»[1] (в соответствии с орфографией того периода — «Чесьма») в честь победы русского флота в сражении в Чесменской бухте.

«Чесма» был единственным из четырех катеров «Великого князя Константина» сделанным специально по заказу (остальные были — два («Наварин», «Минёр») разъездных, снятые с других кораблей, один («Синоп») — гидрографический)[1]. «Чесма» была сделана из тонких медных листов, что доставляло дополнительные сложности — кроме того, что корпус мог пострадать даже от лёгкого удара, из-за его слабости подъём на боканцы (шлюпбалки) приходилось осуществлять поднимая катер за паровой котёл, поддерживая снизу изогнутой деревянной балкой[2].

Но в отличие от других катеров «Чесма» обладала лучшей мореходностью, большей скоростью, могла нести шестовую мину без дополнительных ухищрений, и позже, когда на вооружение минного транспорта поступили самодвижущиеся мины (торпеды) Уайтхеда оказалась в состоянии нести торпедный аппарат в виде подкильной дырчатой трубы (на «Синопе» для этого использовался буксируемый плотик — труба оказалась для него слишком тяжелой). После торпедной атаки подкильная труба сбрасывалась, так как сильно снижала скорость катера.

В ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 годов «Чесма» участвовала во всех пяти ночных рейдах «Великого князя Константина» против флота Османской империи (подробнее в статье о «Великом князе Константине»). Во всех рейдах катером командовал один из основополжников и энтузиастов минного дела, соратник С. О. Макарова, лейтенант, позже — капитан-лейтенант, Измаил Максимович Зацаренный.