Минный катер


Ми́нный ка́тер — класс малых боевых судов — носителей активного минного оружия — шестовых, буксируемых, метательных или самодвижущихся минмин Уайтхеда» (торпед; название «мина Уайтхеда» оставалось в Российском Императорском Флоте нарицательным для торпед всех систем и изготовителей вплоть до 1917 года).

Также минные катера использовались и для постановки минных заграждений. Имели распространение в последней трети XIX — первые годы XX веков, став предшественниками миноносок (которые, в свою очередь, были предшественниками миноносцев) и торпедных катеров. В ряде государств и стран, в том числе и в Российской Империи, разграничение между минными катерами и миноносками официально не проводилось, и существовало несколько терминов для обозначения минных катеров — минная лодка, минная шлюпка, минный баркас, минный катер. Со временем в документах Морского министерства Российской Империи появился термин «миноноска», закреплённый приказом генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича от 15 апреля 1878 года. Не следует путать описываемые в этой статье минные катера — носители активного минного оружия — с минными катерами (обычно называли миномётными катерами) — носителями реактивных систем залпового огня, применявшимися на реках и Балтийском море Рабоче-Крестьянским ВМФ Союза ССР в ходе Великой Отечественной войны[1]

Обычно основными различиями между минными и торпедными катерами считается наличие у последних двигателей внутреннего сгорания и существенно большая скорость полного хода торпедных катеров. Однако на самом деле — чёткой технической и хронологической границы между минными и торпедными катерами не существует: первые трансформировались в последние в процессе постепенного эволюционного развития. Во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. британская компания Джона И. Торникрофта построила несколько минных катеров типа «Дрэгонфлай», оснащенных 14-дюймовым (355,6-мм) торпедным аппаратом и имевшим в качестве двигателя бензиновый мотор. В ходе испытаний на Темзе они показали скорость полного хода 20 узлов[9]. В 1904 году американская компания «Флинт» предложила России десять 35-тонных миноносок «Никсон» (названных так в честь автора проекта Л. Никсона) с двигателями, работавшими на газойле (миноноски были отправлены в Севастополь весной 1905 года)[10]. Наконец, в 1906 году по проекту Аттилио Бизио итальянская компания FIAT построила 8,4-тонный минный катер «Фиат Муггиано» — также с бензиновым мотором (он стал первым минным катером, имевшим три огневые точки — 37-мм пушку и два пулемёта)[9]. С другой стороны — в Великобритании в годы Второй Мировой войны строились паротурбинные артиллерийско-торпедные катера типа MGB[11].