Облом (архитектура)


Обло́мы (от древнеславянского: лом, ломать, лама — яма, впадина) — в теории и практике архитектуры обломом называют профиль фигурной детали в виде поперечного разреза, чертежа или схемы. Такие обломы во множестве сопровождают классические трактаты по архитектуре, поскольку они в отличие от традиционной «отмывки в массе» с изображением теней нагляднее показывают размеры и различия деталей архитектурных ордеров.

Обломы вычерчивают с помощью циркуля и линейки. Сочетание нескольких обломов в одной форме называют сложным профилем. Обломы бывают прямолинейные и криволинейные, прямые и обратные. Те же архитектурные детали, рассматриваемые в массе (объёме) так и называют: обломы в массе, или моденатура (итал. modanatura, от итал. modano — образец, модель). Такие модели, отлитые в гипсе (обычно с наполнителем), именуются мулюрой, в просторечии — лепниной[1]. В популярных словарях закрепилось отождествление терминов, различных по смыслу и происхождению: «облом» и «мулюра»[2]. Мулюра (фр. moulure, от mouler — лепить, отливать; англ. moulding) — в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве — не проекция на плоскости чертежа, а обобщённое название объёмных, трёхмерных деталей, которые на самом деле, вопреки этимологии, не лепят, а формуют в мастерской или на строительной площадке, обычно литьём в заранее приготовленные формы из дерева или гипса из жидкой смеси гипса с наполнителем: песком, мраморной крошкой, иногда с красителем. Такую смесь называют стукко, или скальола. «Мулюры» затем прикрепляют к стене здания на металлических штырях (чаще так изготавливают фигурные карнизы или выносные плиты). В редких случаях их дорабатывают резьбой или росписью. В современном строительстве для облегчения работ делают полые профили «наброской» цементом с использованием деревянных шаблонов или изготавливают из фигурного металла или пластика и также прикрепляют к стене. Различия в материале маскируют окраской.

Искусство моденатуры зародилось в архаической Греции и Италии. Древние эллины, жители Крита, Микен и этруски в Италии отливали рельефы из смеси гипса, извести и песка с водой. После застывания их расписывали минеральными красками и монтировали в деревянную строительную конструкцию. Фрагменты подобных строений реконструированы в музее древних этрусков Виллы Джулия в Риме[3].

Позднее, в классической архитектуре, мулюрами стали называть любые декоративные детали: профили, в том числе из дерева или терракоты, которые изготовляют отдельно, а затем прикрепляют к стене здания. Во Франции в XVII веке архитектурные детали, облицовочные плиты, элементы орнамента, вазоны, балюстрады отминали в формы из смеси толчёного известняка с кирпичной крошкой и углем и с известью в качестве связующего вещества. Такие детали называли «камни Лебрена» (pierres de Lebrun), по имени Шарля Лебрена, первого живописца и декоратора короля Людовика XIV, возглавлявшего Королевскую академию живописи и скульптуры[4].