Чеховиц, Мартин


Мартин (Марцин) Чеховиц (польск. Marcin Czechowic; 1532, Збоншинь, Польша1613, Люблин) ― польский теолог, идеолог левого крыла радикально-реформационного движения в Великом княжестве Литовском и Королевстве Польском.

Родился в семье ремесленника[1]. Учился в католической семинарии в Познани, затем, около 1554 года, был направлен в Лейпцигский университет. До 1555 года был католическим священником в Курнике, однако был вынужден оставить служение из-за своих симпатий к протестантизму[1].

В 1559 году по приглашению магната Николая Радзивилла Чёрного приехал в Вильну, где занял должность учителя школы при местном кальвинистском сборе, находившимся под патронатом Радзивилла. Здесь под влиянием идей Петра из Гонёндза начал склоняться в сторону радикального направления реформации — антитринитарианства.

В июне 1561 года по заданию Радзивилла ездил в Швейцарию к Жану Кальвину с целью помирить его с Джорджо Бландратой, которого Кальвин обвинял в пропаганде идей Мигеля Сервета, тогда как сам Радзивилл ему симпатизировал. Прибыл в сентябре в Цюрих, Мартин привёз с собой письма и щедрые подарки от своего патрона. За три дня пребывания в городе Чеховиц разузнал у известного протестантского школьного учителя описание порядков местной школы, которые планировал использовать как образец для создания подобного учебного заведения в Вильне. По дороге домой посетил Моравию, где ознакомился с укладом жизни одной из анабаптистских общин.

Вернувшись в Вильну, начал проповедовать в кальвинистском сборе в духе социального радикализма. Кроме проповеднической деятельности, участвовал в синодах литовских антитринитариев, где выступал в защиту учения анабаптистов, чем вызывал недовольство умеренных антитринитариев. В 1564 году состоялся его трёхдневный диспут с Николаем Вендговским, на основе которого Чеховиц подготовил трактат «Трехдневный диспут о крещении детей», по причине смерти Радзивилла изданный только в 1583 году[2].

Из-за давления со стороны кальвинистов и магистрата был вынужден покинуть Вильну и поселиться в Куявии, в имении Яна Немоевского, который, будучи кальвинистом, под его влиянием склонился в пользу антитринитаризма. В имении Немоевского Чеховиц организовал общину, члены которой около 1570 года отказались от всех занимаемых государственных постов и продали имущество, раздав деньги бедным. Вместе с Немоевским Чеховиц перебрался в Люблин, где ими была организована крупная община польских братьев.