Чиштия


Чиштия (араб. جشتية‎, перс. چشتیه‎) — суфийский тарикат, основанный сирийцем Абу Исхаком в городке Чиште на территории Афганистана в X веке и получивший распространение в Индии. Первым из четырёх основных суфийских орденов (Чишти, Сухравардия, Кадырия, Накшбанди) обосновался в Афганистане и Южной Азии[1].

Так же, как и у других суфийских орденов линия духовного преемства возводится к пророку Мухаммеду через одно из лиц из его ближайшего окружения[2]. Название ордена связано с местом проживания (город Чишт, на западе Афганистана) суфия из Сирии — Абу Исхака Шами (он же — Абу Исхак Шами Чишти). Он умер после возвращения в Дамаск около 940 года, но оставил после себя в Чишти духовного преемника — шейха Ахмада Абу Абдалу Чишти, которому наследовал его сын шейх Абу Мухаммад Чишти, а после него — племянник последнего ходжа Абу Юсуф Чишти, один из потомков пророка Мухаммеда. Руководителем ордена по завещанию ходжи Юсуфа Чишти стал его сын ходжа Маудуд Чишти. Первые руководители ордена Чишти были похоронены в Чишти[3].

Одним из их преемников в линии духовного преемства ордена (силсила) был родившийся в Систане ходжа Муин ад-Дин Хасан Чишти (Муинуддин Чишти) (1142—1236). После путешествия по Ближнему Востоку и Центральной Азии он поселился в Аджмере и распространил идеи ордена в Индии[4].

После Фаридуддина Масуда («Бабы Фарида», 1173 или 1175—1266) силсила ордена развивается в двух направлениях: через Алауддина Сабира Кальяри (Чишти Сабри) и Низамуддина Аулию (Чишти Низами)[2].

В XII—XV веках орден оказал значительное влияние на движение бхакти и способствовал сближению разных социальных и религиозных групп индийского общества. Среди деятелей ордена этого периода были: «Баба Фарид», Амир Хосров Дехлеви, Хамидуддин Нагаури[5][6].

Среди шейхов чишти особенно почитаемы «пять великих» духовных наставников ордена, составляющих цепь духовной преемственности (силсила): Ходжа Муинуддин, Кутбуддин Бахтияр Каки, Фаридуддин Гандж-и-шакар (он же Баба Фарид), Низамуддин Аулия, Насируддин Чираг-и-Дели.