Чэнсян


Чэнсян (丞相 chéngxiàng), Цзайсян (宰相 zǎixiàng) — должность премьер-министра или канцлера в монархическом Китае. Основой названия является понятие сян, обозначающее «сопровождение». Соответствует понятию визирь в исламских странах.

В различные эпохи аналогичное понятие выражалось следующими терминами: сянго 相國 (доимперский период, а тж. 196—189 до н. э., династия Хань), шоусян 首相, пинчжан (тунпинчжанши zh:同平章事), фуби 辅弼 (fǔbì) и др. Титул цзайсян широко использовался при династии Тан (en:Chancellor of the Tang Dynasty).

Особенностью использования является возможность разделения министерских полномочий между несколькими исполнителями, а также эволюция терминов. Например, в «Шицзине» обладателями верховных министерских полномочий выступают цинши zh:卿士, однако в поздние эпохи это слово обозначает просто «собрание чиновников»; Чжоу-гун носил титул тайцзай zh:太宰 (будучи как регентом, так и министром[1]), однако уже в эпоху Восточная Чжоу этот титул перестал обозначать предел министерских полномочий — хотя и не исчез.

В эпоху Сун, как правило, существовало два канцлера: старший (цзо, «слева») и младший (ю, «справа»). При этом старшинство не совпадало с полномочиями, так как младший по возрасту чиновник являлся более энергичным и как правило держал в своих руках более значительную часть министерских полномочий.

Министерский институт занимал исключительное место в политической культуре Китая — как центральное проявление меритократии, противостоящей аристократическому укладу либо укрепляющей его. C поднятием класса ши в эп. Восточная Чжоу китайские мыслители активно выступают за балансирование монаршей власти компетентным советничеством. Эта идея ярче всего произносится Сюнь-цзы (гл. Ван-ба). Институализация этой идеи проходит сложный путь развития, в котором монарх и министр составляют противоположные полюса: используя даосский идеал «недеяния», сторонники министерской власти стремились к полной делегации власти чиновничьему аппарату, возглавляемому министром; при этом монарху оставлялись исключительно ритуальные функции. Активные монархи, напротив, стремились к абсолютизации собственной власти, оставляя сяну роль глашатая, докладчика и/или надсмотрщика над исполнением указов.

Вместе с территориальным увеличением империи, усложнением государственного аппарата и ростом населения выполнение руководства одним человеком перестало быть возможным. Система государственных экзаменов кэцзюй развилась для создания кадрового резервуара, из которого набирались элитные чиновники для усложнившегося министерского аппарата. В периоды стабильности роль посредников между монархом и гражданской администрацией нередко занимали евнухи, в руках которых зачастую концентрировалась реальная власть. Сложность и драматизм отношений в этом треугольнике власти отразился в китайских династийных историях и литературных памятниках.