ШВАК (пушка)


ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационная Крупнокалиберная) — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

Серийное производство пушки было налажено на заводе № 536 НКВ[1] в Туле и на заводе № 314 НКВ[2] в Медногорске Чкаловской области. Лафеты ШВАК для тяжёлых истребителей Пе-3 выпускались на заводе № 481 НКАП[3], установки ШВАК для ТБ-7 на заводе № 487 НКАП[4]. Боеприпасы выпускались заводом № 187 НКОП/НКБ[5]

Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у СССР, так и в других странах за все годы Второй мировой войны не может сравниться с ней по объёму производства. Количество выпущенных пушек ШВАК:

По устройству 20-мм пушка ШВАК была сходна с 12,7-мм одноимённым пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки — ленточное, перезаряжание — пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы.