Шайтан-Мердвен


Шайта́н-Мердве́н (укр. Шайтан-Мердвен, крымскотат. Şeytan Merdiven, Шейтан Мердивен; в переводе с крымскотатарского «чёртова лестница») — горный перевал в западной части Ай-Петринской яйлы Крыма, от которого шли дороги в деревни Байдары и Скеля[2].

Высота перевала — 578 м над уровнем моря. Дорога на перевал со стороны моря представляет собой крутое ущелье, в некоторых местах напоминающее созданные природой гигантские каменные ступени.

По обеим сторонам от перевала возвышаются скалистые вершины: Мердвен-кая («скала у лестницы» (тат.) 580 м над уровнем моря) — на западе и Балчик-кая («грязная, болотная скала»; 856 м.) — на востоке. Расстояние между Мердвен-каясы и Балчик-каей — около 1 км. Узкая теснина, по которой проложен спуск, начинается у самого подножья Мердвен-каи. Несмотря на относительно небольшую высоту над уровнем моря, наклон каменного желоба составляет около 40°, и подниматься по нему без помощи рук невозможно, поэтому путь идет не прямо, а зигзагами, местами предельно узкими. После землетрясения 1927 года подъём на перевал стал более затруднительным, ранее уклон был меньше. Древний путь состоит из скалистых маршей длиной от 5 до 23 м, очень круто поворачивающих на 90—160° по отношению к соседним. От входа в теснину и до выхода из неё 23 поворота. Они, конечно, удлиняют путь но, что очень важно для повозок, уменьшают наклон до 10—15°. Дорога была вполне доступна пешеходам, подъём занимает 20—25 минут[3].

На некоторых участках горной тропы присутствуют остатки подпорных стен и крепид. Дорога, по всей видимости, существовала здесь с незапамятных времен, учеными найдены кремниевые микролиты. В XII—XIII веках на вершине Исар-Кая к востоку от перевала существовало сторожевое укрепление Мердвень-Исар[4]. В период, когда эти места входили в Кефинский санджак Османской империи, «обслуживанием» перевала занимались жители деревни Узунджи — известны ярлыки хана Селим Гирея III от 1765 года, согласно которому жители Узунджи, Скели и Календе за право безвозмездного пользования лесом и пастбищами во владениях султана, должны были поддерживать в порядке Шайтан-Мердвень[5]. До постройки шоссе Севастополь — Ялта в 1848 году Шайтан-Мердвень с древнейших времён служил путём на южный берег жителям Байдарской долины[6].