Бовель, Шарль де


Шарль де Бове́ль (фр. Charles de Bovelles, около 1479 — около 1567) — французский математик, филолог, философ-гуманист и теолог-мистик XVI века. В некоторых документах его фамилия была записана как de Bouelles, поэтому часть русских источников называет его Булье. Свои латинские сочинения учёный подписывал: Carolus Bovillus. Служил каноником собора в городе Нуайон и профессором Коллежа кардинала Лемуана (Collège du Cardinal-Lemoine), входящего в Парижский университет.

Труды Бовеля внесли существенный вклад в развитие французской и общеевропейской науки и философии. Его «Геометрия» (1511) стала первой научной работой, опубликованной не на латыни, а на французском языке. Труды Бовеля высоко ценили Джордано Бруно и Пьер Шаррон. В XX веке историк и философ Альбер Риво[англ.] назвал Бовеля «самым замечательным французским мыслителем пятнадцатого и раннего шестнадцатого века», а филолог Е. Н. Михайлова отметила, что «в истории науки де Бовель предстает как один из „титанов Возрождения“, оставивших свой след во многих областях знания, в том числе и в языкознании»[5].

Детали биографии учёного, включая точные даты рождения и смерти, неизвестны. Родился в богатой аристократической семье. В 1495—1503 годы учился в коллеже кардинала Лемуана под руководством Жака Лефевра из Этапля, последователя Николая Кузанского и интерпретатора Аристотеля. Лефевр, как и Бовель, был уроженцем Пикардии, они познакомились во время чумы 1495 года. Среди преподавателей коллежа был выдающийся эльзасский историк и филолог Беатус Ренанус[6].

В период 1503—1509 Бовель путешествовал по разным странам Европы в поисках новых знаний, редких книг и рукописей. Он посетил Францию, Германию, Швейцарию, Нидерланды, Испанию, Италию, по возвращении он стал католическим священником. В 1509 году Бовель написал одну из самых известных своих книг «О мудреце», в 1511 году опубликовал её в сборнике 12 своих эссе, куда вошли его размышления по проблемам познания, логики, естествознания, математической символики; этот труд оказал влияние на Декарта. В последующие десятилетия он опубликовал десятки трудов по философии, истории, психологии, физиологии, натуральной философии, различным отраслям математики, французской филологии и богословию, причём для решения богословских проблем он считал возможным применять понятия естественных наук[7].

В философском трактате «О мудреце» развиваются идеи Николая Кузанского и ведущих мыслителей флорентийской Платоновской Академии: человек есть связующее звено мироздания, единение всякого бытия, центр всего, поскольку он — природное зеркало всех вещей — наполнен внутри себя их разумными основаниями. Отражая в себе весь мир, человек есть око Вселенной, он не только созерцает её, но также преобразует её и радеет о ней. Разумеется, в подобной роли может выступать только человек образованный и просвещённый, живущий интересами разума — именно в нём, в мудреце, этом духовном средоточии всего, мир обретает законченную совершенную форму[7].