Шарпантье, Марк-Антуан


Марк-Антуан Шарпантье́ (фр. Marc-Antoine Charpentier; 1643 — 24 февраля 1704, Париж) — французский композитор, певец (контратенор), теоретик музыки.

В творческом наследии Шарпантье преобладает духовная музыка: мессы, кантаты, Tenebrae (Leçons de Ténèbres), магнификаты, гимны, мотеты, псалмы и сочинения других жанров (всего около 500 произведений). Среди сочинений для музыкального театра наиболее известна опера («лирическая трагедия») «Медея» и пастораль («музыкальная идиллия») «Цветущие искусства». Популярна его прелюдия к гимну Te Deum (H. 146).

Шарпантье родился в Париже или около него. Был сыном главного писца Луи Шарпантье («maître écrivain» (с фр. — «переписчик официальных документов»)), который имел связи у влиятельных семей в парижском Парламенте. Марк-Антуан получил хорошее образование: сначала с помощью иезуитов, а в возрасте 18 лет поступил в юридическую школу в Париже, откуда ушёл после первого семестра. Шарпантье провел два или три года в Риме, вероятно, между 1667 и 1669 году и учился у Джакомо Кариссими. Он, как известно, был в контакте с поэтом-музыкантом Шарлем Куапо д’Ассуси (Charles Coypeau d’Assoucy), который сочинял для французского посольства в Риме. Легенда утверждает, что изначально Шарпантье отправился в Рим, чтобы учиться живописи, прежде чем он появился у Кариссими. Эта история не имеет документальных подтверждений и, возможно, не соответствует действительности; но его 28 томов рукописных автографов выявляют значительное мастерство в изображении арабесок, используемых профессиональными писцами, хотя не содержат, ни одного рисунка или эскиза. Несмотря на это, он приобрел, глубокие знания современной итальянской музыкальной практики и принес их обратно во Францию.

Сразу по возвращении во Францию (около 1670-х), Шарпантье поступил на службу в качестве домашнего композитора к Марии Лотарингской, герцогине де Гиз, которая была известна, как «мадемуазель де Гиз». Она выделила ему комнату в своем недавно перестроенном отеле. В течение следующих семнадцати лет, Шарпантье сочиняет для неё большое количество вокальной музыки, в том числе псалмы, гимны, мотеты, магнификат, мессу и Dies Irae для поминальной службы. Благодаря любви мадемуазель де Гиз к итальянской музыке, Шарпантье мог в полной мере использовать в своей работе знания, почерпнутые в Риме. В это время композитор также сочинял для невестки своей покровительницы — вдовствующей герцогини де Гиз, Елизаветы Маргариты Орлеанской, двоюродной сестры Людовика XIV. Во многом благодаря высокому покровительству, ансамблю под руководством Шарпантье дозволялось исполнять камерные оперы композитора в нарушение монополии, принадлежавшей Жану Батисту Люлли. Большинство опер и пасторалей на французском языке, которые датируются 1684—1687 гг., вероятно, были заказаны мадам де Гиз для исполнения при дворе.