Шемаха (Челябинская область)


Шемаха́ — село, расположенное в северо-западной части Нязепетровского района Челябинской области[2][3]. Село расположено на правом берегу Уфы[4], возле впадения правого притока — реки Шемаха. Расстояние до Нязепетровска по дороге — 36 км, по воде — 90 км. Ближайшие железнодорожные станции — Сказ (6 км северо-восточнее Шемахи в п. Сказ) и Арасланово (7 км юго-восточнее в посёлке Арасланово) на линии Бердяуш — Михайловский Завод.

Первые стоянки человека, обнаруженные в окрестностях села, имеют возраст 7—8 тысяч лет[5]. Село Шемаха основано в 1714[6]. В период основания это место называлось Сорокинская пристань, поселение — Сорокино, с XIX века — Шемахинский железоделательный завод. В начале XX века верхняя часть села ещё называлась Сорокино, а нижняя — Шемаха. Позже название Сорокино вышло из употребления[1].

Согласно местной легенде, Сорокинская пристань была основана на месте существующего зимовья (кош) катайцев возглавляемое Шемахуллой. От его имени и произошло название речки Шемаха, от названия которой в свою очередь и название села[7].

Есть данные, что в 1716 Никитой Никитичем Демидовым на месте Шемахи был основан казённый завод по производству пушечных ядер[6][8].

Шемахинский железоделательный завод основан (по другим сведениям[9] — куплен) в 1809 (1812[10])[11][12][13] вольским купцом 1-й гильдии Львом Ивановичем Расторгуевым. Железоделательный завод находился на реке Шемаха и принадлежал к округу Кыштымских заводов, не имея самостоятельного значения — относился к числу вспомогательных, производил передел чугуна Нязепетровского завода. Здесь производилось небольшое количество сортового железа, гвоздей и якорей (до 72-80 т в год[11][14]). К концу XIX века оборудование износилось и объём производства сократился. В 1907 завод окончательно закрылся. В XX веке плотина заводского пруда была разрушена, и пруд перестал существовать.

До постройки проходящей в пяти километрах восточнее села Западно-Уральской железной дороги (1916 г.) и ветви Екатеринбург-Кыштым-Челябинск Уральской горнозаводской железной дороги (1896 г.) соединивших промышленные центры Урала с Транссибом, город был перевалочным пунктом грузов, сплавляемых через Сорокинскую пристань в Красноуфимск и Уфу; с проведением железной дороги он потерял и это значение[15]. Также, через Сорокинскую пристань доставлялась продукция Каслинского и Кыштымских чугуноплавильного и железоделательного заводов сплавным путём по реке Уфе в европейскую часть России[16][17][18].