Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского


Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского — славянский Шестоднев, экзегетический религиозно-философский и богословский памятник, написанный болгарским экзархом Иоанном (вторая половина IX века — первая треть X века) и излагающий православное толкование библейского учения о мироздании[1][2]. Одно из ранних произведений славянской литературы. Способствовало знакомству славянской культуры с античной и оказал большое влияние на развитие духовной жизни Руси[3].

Представляет собой рассказ о мире, природе, растениях, животных и человеке, построенный как комментарий к библейскому рассказу книги Бытие о сотворении мира. Шесть частей-слов произведения соответствуют шести дням акта творения. Содержит богатое собрание античных и средневековых «естественнонаучных» сведений и натурфилософских представлений[4].

Иоанн был болгарским писателем и переводчиком следующего за Кириллом и Мефодием поколения[5]. Текст памятника был составлен в Болгарии в конце IX — начале X века. На Русь памятник попал не позднее XI века[6]. Основой для его написания послужили другие Шестодневы — Василия Великого, Севериана Гавальского, Феодорита Кирского. Древнейший сохранившийся список — сербский, 1263 года. Старейшие русские списки относятся к XV веку[5].

Шестоднев Иоанна состоит из пролога и шести слов. Представляет собой перевод-компиляцию Шестодневов Василия Великого, Севериана Гавальского, различных сочинений Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Феодорита Кирского, а также Аристотеля, Парменида, Демокрита, Диогена, Фалеса, Платона и других «эллинских» философов[5], дополненный самим переводчиком-компилятором[4].

В прологе автор пишет, что он не сам сочинил эти шесть слов, а заимствовал по смыслу или буквально у разных писателей, главным образом «от Ексамера святого Василиа» (то есть из Гексамерона — Шестоднева Василия Великого); что ему приходилось когда-либо читать, то он и соединил, а недостающее дополнил своими словами, словно бревенчатый дом с мраморным полом, построенный из чужого материала, он покрыл единственно имевшейся в его распоряжении соломой. В прологе и в предисловии к шестому слову[5], также написанном самим компилятором, где речь идет о человеке[4], выражен основной пафос этого и всех прочих Шестодневов — изумление природой и устройством человека; здесь содержится также описание княжеского двора, предположительно двора болгарского князя Симеона. Этому князю, любителю литературы и покровителю просвещения, Иоанн и посвятил свой Шестоднев. Симеон погиб в 927 году, поэтому Шестоднев был создан ранее[5].