Антиокситанский шовинизм


Антиокситанский шовинизм — это враждебность к населению Окситании, распространённая среди северных французов на рубеже XIX-XX веков в Третьей Французской республике. Её причины лежат в языковом, экономическом и культурном отличии жителей юга и севера страны, а также в разном осмыслении истории Франции. Помимо этого, роль играли этнические стереотипы, согласно которым население Южной Франции ведомо страстями, а не разумом, болтливо, тщеславно и лениво: это объяснялось тёплым солнечным климатом, облегчающим их жизнь. В то же время, сторонники превосходства севера Франции считали южан господствующими в обществе и видели корни этого господства в римском завоевании, подвиге Жанны д'Арк и Французской революции. Во французском языке данный шовинизм обозначается термином «antiméridionalisme», который переводится буквально как «антиюжанизм».

Неприязнь к южанам продвигалась частью консерваторов, монархистов и правых националистов. Патриотизм южан ставился под сомнение, их считали трусливыми и равнодушными, а в результате поражения в Лотарингской операции в 1914 году их поспешно объявляют виновными. Политики юга, Леон Гамбетта и Эрнест Констан, осуждаются как популисты, узурпировавшие власть, чтобы монополизировать богатство севера и перераспределить его на юге. Наконец, жители юга представляются особой «расой», страдающей от протестантов и евреев, с которыми они будут работать, чтобы захватить власть. Подобное поведение, предписываемое южным французам, преподносилось как следствие строения их мозга.

Юг Франции как расплывчатое географическое пространство и продукт революции, положивший конец провинциям, связан с прочтением нации из ее парижского центра[Pi 1],[Li 1]. Шовинизм развивался с формированием этнических стереотипов, а также с моральной и физической классификацией людей. Классификации были основаны на предубеждениях, опирающихся на теории климата[Pi 2], и на лингвистический, экономический, культурный и исторический аспект[Li 2].

Монтескьё в «О духе законов» (1748), Мадам де Сталь в «De la Littérature» (1800) и особенно Шарль Виктор де Бонштеттен в «L'homme du Midi et l'homme du Nord ou l'influence du climat» (написанном в конце XVIII века) выражают мысль о том, что южане из-за климата будут иметь моральную и военную неполноценность по сравнению с северянами[Li 3]. Работа Бонштеттена, которая систематизирует это различие, отражает общее настроение того времени[Li 3].