Шоссон, Эрнест


Эрне́ст Шоссо́н (фр. Amédée Ernest Chausson, 20 января 185510 июня 1899) — французский композитор и музыкальный деятель, один из виднейших представителей школы Сезара Франка. Будучи очень богатым и респектабельным человеком с мягким характером и прогрессистскими взглядами, Шоссон во многом явился связующим звеном между двумя поколениями противоборствующих музыкальных группировок Парижа конца XIX века. Как убеждённый вагнерист, он противостоял самым рьяным ретроградам Академии, а также поддерживал в лице Дебюсси и Сати такие зарождающиеся новаторские течения как импрессионизм.

Эрнест Шоссон прожил недолгую жизнь и написал не так много сочинений, однако он оставил о себе добрую память и занял прочное, особое место в истории французской музыки.

Эрнест Шоссон родился в Париже в респектабельной и богатой буржуазной семье. Впрочем, его отец сделал своё состояние незадолго до рождения сына, в 1850-х годах на государственных подрядах во время реализации знаменитого плана Эжена Османа по реконструкции центральной части Парижа.

По настоянию отца Шоссон поступает на юридический факультет Парижского университета, и аккуратно учится там, чтобы иметь в будущем «серьёзную профессию». Однако, ни учение, ни будущая профессия его не привлекает. Своим главным занятием Эрнест Шоссон видит литературу, музыку, а также в целом — жизнь в искусстве и около искусства. Первые свои музыкальные сочинения Шоссон пишет под влиянием увлечения своей близкой подругой, мадам де Рессак, меломанки и любительницы пения. Громадное влияние на его ранние опыты оказали также оперы Рихарда Вагнера, «Летучий голландец» и особенно «Тристан и Изольда», восхищение которыми он сохранил до конца своих дней. Получив в 1877 году диплом юриста, два года Шоссон работает адвокатом апелляционного суда, однако новая работа его почти не занимает, и он отбывает службу почти формально.

В эти годы он со всё возрастающим интересом посещает оперные театры, а также аристократические и литературные салоны, где встречается со многими артистами и знаменитостями своего времени. Наибольшее значение для него имеет знакомство в 1878 году с одним из наиболее активных учеников и членов кружка Сезара Франка, молодым композитором и дирижёром, Венсаном д’Энди. Фактически эта встреча в наибольшей степени определила всю оставшуюся жизнь Шоссона и его окончательный выбор в пользу композиторской профессии.[6]