Шульц, Гавриил Александрович


Гавриил Александрович Шульц (13 [26] февраля 1903, село Красное Костромской губернии — 2 января 1984, Москва) — скульптор, мастер станковой и декоративно-монументальной скульптуры, педагог, искусствовед, художник, Заслуженный художник РСФСР (1982).

Отец — губернский пробирер Александр Иванович Шульц (1870—1935), пантеист и большой знаток фауны, что, несомненно, сказалось на мировоззрении художника — начинал он как анималист (брат скульптора, Олег, был ихтиологом); мать Ядвига Фридриховна Грюнберг — шведка. Детство скульптора прошло в Белоруссии и на Украине, до 1941 года он жил и работал в Ленинграде, а после Великой Отечественной войны, до конца своих дней — в Москве. Единокровный брат Г. А. Шульца — французский художник Л. А. Шульц.

Считая А. Т. Матвеева основным своим учителем, Г. А. Шульц (лучший его ученик — по мнению И. Э. Грабаря[1]) через то в определённой степени своим творчеством осуществлял преемственность пластической традиции школы Паоло Трубецкого[2].

Были у нас другие отличные педагоги: Шервуд, Лишев. Но для меня учителем был один: Матвеев.Гавриил Шульц[3]

Г. А. Шульц автор двух памятников А. С. Пушкину: в Ростове на Дону (1959, архитектор М. Минкус) и в Петрозаводске (1966, архитекторы Ю. Ю. Карма, И. И. Аксентьев, В. И. Антохин). Вообще к пушкинской теме скульптор возвращался на протяжении всей свой творческой жизни. В контексте настоящей темы любопытен такой факт: ещё в 1911 году во время обсуждения обращения комиссии великого князя К. К. Романова к городским властям по поводу места для постройки Музея (Дома) поэта и возведения памятника ему, дед скульптора, гласный Санкт-Петербургской городской думы И. А. Шульц высказал мысль об установке памятника А. С. Пушкину у дома на Мойке[4], что, однако, произошло только через 39 лет[5].

В соавторстве со скульптором Н. П. Гавриловым им проведена авторизованная реконструкция памятника Петру I в Воронеже (1956; с 1947 — Н. П. Гаврилов, с 1955 — с Г. А. Шульцем) — воссоздание монумента, установленного в 1860 году на общественные пожертвования[6] (фигура вывезена фашистами в 1942 году[7]). В распоряжении художников были лишь небольшие открытки. С включением Г. А. Шульца в работу над реконструкцией монумента, наконец была найдена правильная композиция фигуры и в кратчайший срок новое произведение закончено — памятник обрёл нынешнее своё обличье. Скульпторы изменили масштаб фигуры по отношению к пьедесталу (став несущественно меньше, она, тем не менее, приобрела пропорциональность ему), — и только некоторые детали: на новом памятнике полы камзола словно разметает ветер, исправлен некоторый «анахронизм» первоначального варианта — Петра изобразили не зрелым монархом (каким он представал в первой версии памятника), а таким, каким он приезжал в Воронеж в период строительства Азовского флота зимой 16941695 годов[8][9][10].