Список божеств шумеро-аккадской мифологии


Божества в древней Месопотамии были почти исключительно антропоморфными[2]. Считалось, что они обладают необычайной силой[2] и часто представлялись огромными[2]. Божества обычно носили мелам — неоднозначную субстанцию, которая «покрывала их в ужасающем великолепии»[3] и которую также могли иметь герои, цари, великаны и даже демоны[4]. Эффект, который оказывает на человека мелам божества, описывается как ни — слово, означающее «мурашки по телу»[5]. И в шумерском, и в аккадском языках есть много слов, выражающих ощущение ни[4], в том числе слово пулухту, означающее «страх»[5]. Божества почти всегда изображались в рогатых шапках[6][7], состоящих из семи наложенных друг на друга пар бычьих рогов[8]. Иногда они изображались в одежде с вшитыми в неё сложными декоративными золотыми и серебряными украшениями[7].

Древние месопотамцы верили, что их божества живут на небесах[9], но статуя бога также была физическим воплощением самого бога[9][10]. Поэтому культовые статуи получали постоянное внимание и заботу[9][11], а для ухода за ними назначались жрецы[12], которые одевали статуи[10] и устраивали перед ними пиры, чтобы они могли «поесть»[9][11]. Считалось, что храм божества — это его буквальное место жительства[13]. У богов были лодки, полноразмерные баржи, которые обычно хранились внутри храмов[14] и использовались для перевозки культовых статуй по водным путям во время различных религиозных праздников[en][14]. У богов также были колесницы, на которых перевозились культовые статуи по суше[15]. Иногда культовую статую божества привозили к месту сражения, чтобы божество могло наблюдать за ходом битвы[15]. Считалось, что главные божества месопотамского пантеона участвуют в «собрании богов»[6], через которое боги принимают все свои решения[6]. Это собрание рассматривалось как божественный аналог полудемократической законодательной системы, существовавшей во времена Третьей династии Ура (ок. 2112 года до н. э. — ок. 2004 года до н. э.)[6].