Экфрасис


Экфра́сис (др.-греч. ἔκ-φρᾰσις, ἐκ-φράσεως — «изложение, описание», от др.-греч. ἐκ- — «приставка, обозначающая: отделение, удаление; завершение; высокую степень; происхождение» + др.-греч. φράσις, φράσεως — «способ выражения, слог, стиль»)[1] — описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в литературном тексте.

В иной формулировке — литературный жанр «описания рукотворных предметов, артефактов, произведений искусства. В античности — литературное описание предмета, несущего изображение другого предмета, как бы отражение отражения»[2].

Ранние античные экфрасисы не представляли собой отдельного литературного жанра, это были отступления от основного повествования в формах элегии, эпитафии, эпиграммы; затем — описания знаменитых, иногда воображаемых, произведений искусства. Классический пример такого экфрасиса — описание изображений, будто бы находящихся на золотом Щите Ахилла в XVIII-й песне «Илиады» Гомера, где в 130 строках (478—609) описано, что будет изображено на щите, когда его выкует Гефест:

Весь украшая изящно; кругом его вывел он обод
Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый.
Щит из пяти составил листов и на круге обширном
Множество дивного бог по замыслам творческим сделал.
Там представил он землю, представил и небо, и море,
Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц,
Все прекрасные звёзды, какими венчается небо:
Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,
Арктос, сынами земными ещё колесницей зовомый;
Там он всегда обращается, вечно блюдёт Ориона
И единый чуждается мыться в волнах Океана.

Далее следует описание множества изображений, будто бы уместившихся на одном щите: города и народы, бытовые сцены, сражения, в которых вместе со смертными участвуют боги, крестьяне, работающие на полях и виноградниках, пасущиеся стада, хороводы и пляски, «юноши и цветущие девы, желанные многим», их украшения и наряды… Подобным же образом в поэме «Илиада» описана полулегендарная золотая Чаша Нестора как принадлежащая Нестору, царю Пилоса.