Щит Ахилла


Щит Ахилла — символическое произведение античного искусства, описание которого дано в поэме «Илиада» Гомера (XVIII, 478—609). Фетида, мать героя Ахилла, упросила бога кузнечного дела Гефеста выковать сыну доспехи, среди которых был чудесный щит. Знаменитый археолог Генрих Шлиман, уверив себя в действительном существовании этого артефакта, занимался его поисками:

Далее следует описание множества изображений, будто бы уместившихся на одном щите: города и народы, бытовые сцены, сражения, в которых вместе со смертными участвуют боги, крестьяне, работающие на полях и виноградниках, пасущиеся стада, хороводы и пляски, «юноши и цветущие девы, желанные многим», их украшения и наряды… Подобным же образом в поэме «Илиада» описана полулегендарная золотая Чаша Нестора как принадлежащая Нестору, царю Пилоса.

Согласно мифам, такого щита не было ни у кого: ни у воинов троянских и ахейских, ни у божеств, спускавшихся с Олимпа. По своему щиту Ахилл мог найти любое место: и землю мирмидонян, правителем которой был его отец Пелей, и Трою, где он во главе отряда отстаивал честь Менелая[2].

Исследователи античности сходятся во мнении, что на щите Ахилла изображена модель мироздания. Согласно легенде, в 334 году до н. э. Александр Македонский взял из оружия, которое хранилось в храме Афины в Илионе (Трое), щит Ахилла, оставив взамен своё оружие, и донёс священный щит до Индии.

Щит имел центр с небольшим возвышением, что символизировало земную твердь, имевшую, по мнению древних, форму щита со срединной горой, «пупом земли»[3]. Гомеров прототип щита породил множественные реплики, включая более поздний щит Геракла с головой Медузы в центре в поэме, приписываемой Гесиоду[4]. В тексте Гомера называется материал — сплав меди, олова, серебра и золота (типичный для античной бронзы), в дальнейших поэтических версиях доспехи именуются «золотыми». Описание щита Ахилла, для которого потребовалось сто тридцать поэтических строф, является типичным экфрасисом.