Элвашский кансионейру


«Э́лвашский пе́сенник» (порт. Cancioneiro de Elvas), также «Э́лвашский музыка́льный кансионе́йру», или «Музыка́льный пе́сенник Муниципа́льной публи́чной библиоте́ки Орте́нзия» (порт. Cancioneiro Musical da Biblioteca Municipal Públia Hortênsia) — один из четырёх текстомузыкальных рукописных кодексов Португалии эпохи Возрождения. К другим сохранившимся музыкальным антологиям той эпохи относятся «Беленский кансионейру», «Лиссабонский кансионейру» и «Парижский кансионейру». Особенностью данного сборника является отсутствие композиций религиозной тематики, все пьесы носят светский характер. Кодекс ценен как важный источник ренессансной полифонии XVI века при изучении истории музыкальной культуры Испании и Португалии.

Манускрипт был обнаружен в 1928 году[2] в Муниципальной публичной библиотеке города Элваша португальским музыковедом Мануэлом Жуакином (Manuel Joaquim)[1]. В XIX веке рукопись принадлежала канонику из Элваша Жуану Жуакину де Андраде (João Joaquim de Andrade, 1790—1859)[3]. В 1940 году М. Жуакин опубликовал его первое критическое издание. Затем отличающиеся одно от другого критические издания песенника были изданы другими авторами[1].

Сборник был скомпилирован около 1570 года[4], но согласно последним данным процесс его составления датируется 15601575 годами[1]. Отсутствуют листы 1—39, 50,105, 109, то есть песенник занимает листы 40—49 и 51—104[2]. Мануэл Педру Феррейра (Manuel Pedro Ferreira) обратил внимание на содержащиеся в рукописи ошибки или описки[5].

Манускрипт состоит из 2-х частей[6] и записан одной рукой[7]. Первая часть содержит 65 текстомузыкальных композиций[8] (вилансете/вилансику/вильянсико, кантиги, терцеты) для 3-х голосов, занимающих первую часть манускрипта — листы 40—104[2]. М. П. Феррейра в переводе на английский язык даже относительно текстов на кастильском языке использует термин вилансете (the vilancete)[9]. Вильям Энтвистл (William J. Entwistle) использовал данное понятие ещё в 1941 году, когда писал, что вторая часть кодекса содержит поэтические тексты 15 баллад, 6 глосс и 14 вилансете (англ. vilancetes) без музыкальной нотации[3]. Более половины сочинений 1-й части относятся к жанру вилансете/вилансику/вильянсико. Вторая часть вмещает 36 поэтических текстов без музыкальной нотации (15 романсов, 7 глосс, 14 вилансете и кантиг)[1][10], обладает собственной пагинацией и занимает листы 1—36[2]. Указания на инструментальное сопровождение в кодексе отсутствует[3].