Электрозаводская (станция метро, Арбатско-Покровская линия)


«Электрозаво́дская» — станция Московского метрополитена на Арбатско-Покровской линии. Связана пересадкой с одноимённой станцией на Большой кольцевой линии; в будущем будет достроен подземный переход между станциями[2]. Расположена в районе Соколиная Гора (ВАО) рядом с Большой Семёновской улицей. Названа по Московскому электрозаводу имени Куйбышева, в настоящее время представляющему собой комплекс трёх заводов (собственно Электрозавод, МЭЛЗ и АТЭ-1). Открыта 15 мая 1944 года на действующем с 18 января 1944 года перегоне «Курская»— «Измайловская». Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Является памятником культурного наследия России[3].

История проектирования станции «Электрозаводская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлове. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская улица», «Бауманская площадь», «Спартаковская площадь», «Переведеновский переулок», «Электрозаводская», «Семёновская площадь», «Мироновская улица» и «Стадион». В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская улица», а в марте — апреле 1935 года «Переведеновский переулок» переименовали в «Бакунинскую улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская площадь» и «Мироновская улица». Наконец, в июле 1937 года на участке «Курский вокзал» — «Электрозавод» трасса была спрямлена, и вместо четырёх станций осталась всего одна станция «Спартаковская», которая располагалась примерно в том же месте, где она и проектировалась в 1935 году[4].

Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. Проектирование «Электрозаводской» в 1939 году было заказано архитекторам В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейху, которые привлекли к работе своего ученика И. В. Рожина[5]. Участие В. А. Щуко в проекте прервалось в том же году в связи с его смертью[5]. На Измайловском радиусе в начале 1941 года тоннель был готов на 70 %. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. 18 января 1944 года был открыт участок «Курская» — «Измайловская» без станции «Электрозаводская». Она была открыта 15 мая того же года[4], став 29-й станцией Московского метрополитена.

В 1989 году планировалось построить второй выход станции и открыть его в следующем, 1990 году. Главной целью этого плана был ремонт эскалаторов без закрытия станции[6]. Однако от строительства пришлось отказаться из-за начавшихся в стране экономических трудностей.