Эпический цикл


Эпический цикл (греч. Ἐπικὸς Κύκλος) или троянский цикл представлял собой собрание древнегреческих эпических поэм, написанных в дактилическом гекзаметре и связанных с историей Троянской войны. Он включает такие произведения как «Киприи», «Эфиопида», так называемая «Малая Илиада», «Разрушение Илиона», «Возвращения» и «Телегония». Исследователи иногда включают два гомеровских эпоса, «Илиаду» и «Одиссею», в число поэм эпического цикла, но этот термин чаще используется для обозначения негомеровских поэм в отрыве от гомеровских.

В отличие от «Илиады» и «Одиссеи» произведения эпического цикла сохранились лишь в виде фрагментов и кратких изложений в источниках поздней античности и византийского периода.

Эпический цикл представлял собой выражение в литературной форме устной традиции, которая развивалась в течение древнегреческих Тёмных веков и частично основывалась на локальных культах героев. Традиционный материал, из которого были взяты литературные эпосы, отображал микенскую культуру бронзового века с позиций железного века и более позднего периода в истории Древней Греции.

В современной науке изучение историко-литературных связей между гомеровскими эпосами и эпическим циклом называют неоанализом.

Более длинный эпический цикл, описанный учёным и священнослужителем IX века н. э. Фотием I, патриархом Константинопольским, в кодексе 239 его «Библиотеки», также включал «Титаномахию» (VIII век до н. э.) и фиванский цикл (между 750 и 500 годами до н. э.), последний, в свою очередь, включал «Эдиподею», «Фиваиду», «Эпигонов» и «Алкмеониду». Однако, несомненно то, что ни один из циклических эпосов (кроме гомеровских) не сохранился до времени Фотия I, и вполне вероятно, что он не имел в виду канонический сборник. Современные учёные обычно не включают фиванский цикл в эпический цикл.

Геродот знал о «Киприях» и «Эпигонах», когда писал свою «Историю» в середине V века до н. э. Он отверг авторство Гомера для первого и поставил под сомнение его для второго произведения[1].