Эшер, Альфред


Альфред Эшер (нем. Johann Heinrich Alfred Escher vom Glas; 20 февраля 1819, Цюрих, Швейцария — 6 декабря 1882, Цюрих, Швейцария) — швейцарский политик, промышленник и пионер в области железнодорожного транспорта.

Альфред Эшер родился в одной из старинных и влиятельных семей Цюриха, из которой произошли многие известные политики и инженеры. Его дед, Ханс Каспар Эшер (1755—1831), эмигрировал после банкротства и поступил на русскую военную службу.

Его отец, Генрих Эшер (1776—1853) вернулся в Швейцарию после того, как сделал себе состояние в Америке. На Кубе он владел плантацией, на которой работало 82 раба[4]. Его мать — Генриетта Лидия Золликофер. Альфред Эшер вырос в доме своего отца «Вилла Бельвуар» в цюрихском районе Энге, и провёл в нём всю жизнь. В 1857 году он женился на Августе фон Уэбель (1838—1864). В 1858 году у них родилась дочь Лидия, затем ещё одна дочь, Гедвига, которая умерла в раннем детстве. Лидия Эшер в 1883 году вышла замуж за Фридриха Вельти (1857—1940), сына члена Федерального совета Эмиля Вельти. Её связь с художником Карлом Штауффером спровоцировала скандал и Лидия покончила жизнь самоубийством в 1891 году.

Альфред Эшер был прочно связан со студенческим братством «Цофингия». В 25 лет Эшер был избран членом Большого совета кантона Цюрих, а в 1846 году — членом Собрания депутатов Швейцарии. 6 ноября 1848 года, на первом заседании Национального совета, он стал его вице-президентом. Он входил в состав Национального совета до своей смерти и трижды избирался его президентом. В своей карьере он был членом не менее 200 комиссий. В числе его друзей были первый президент Конфедерации Йонас Фуррер и члены Федерального совета Якоб Штемпфли и Эмиль Вельти.

Альфред Эшер является одним из основателей Schweizerischen Kreditanstalt (сегодня второй по величине банк Швейцарии Credit Suisse), Schweizerischen Rentenanstalt (в настоящее время крупнейшая страховая компания Швейцарии Swiss Life), Политехникума (сейчас Швейцарская высшая техническая школа Цюриха) и Nordostbahn (Северо-восточной железной дороги). Его главным делом в качестве предпринимателя, является строительство Готардской железной дороги. Он может считаться одним из отцов современной Швейцарии.

В его политической карьере, приоритетной задачей являлось строительство железных дорог. Он разработал проект плана швейцарской железнодорожной сети и общие правила концессии для частных компаний. Был сформирован специальный комитет для изучения этих проектов. Большинство в комитете и в Федеральном совете считало, что строительство железной дороги должно находиться в руках государства, а меньшинство отдавали предпочтение частным компаниям. 28 июля 1852 года Национальный совет принял Закон о железных дорогах. Закон гарантирует права частных компаний и объявляет, что Конфедерация не может лишить их концессии, за исключением военных причин.