Южная рокада


Ю́жная рока́да — строящаяся автомобильная дорога в Москве. По проекту, после завершения строительства трасса общей протяжённостью 40 километров[1] обеспечит диагональную связь между западной, южной и юго-восточной частями города, разгрузит МКАД, Третье транспортное кольцо в южном и юго-восточном секторе города и центр Москвы[2].

В русском языке слово «рокада» (от фр. rocade «объездная дорога») первоначально использовалось для обозначения дороги в прифронтовой полосе, следующей параллельно линии фронта и используемой для маневрирования и логистики[3]. В названии Южной рокады подчеркивается особая планировочная роль этой трассы — хоть и обеспечивающей транзитное движение через город, но всё же идущей в обход его центра[4].

Впервые о создании в Москве хордовых магистралей заговорили в первой половине XX века. В 1930-х годах вопрос прокладки хорд поднимал известный планировщик, специалист по градостроительству Анатолий Якшин, в 1970-х идею развивали его ученики, включая Александра Стрельникова. Прогнозируя рост числа автомобилей, авторы генерального плана Москвы 1971 года предусмотрели, помимо МКАД и Садового кольца, 2 новые кольцевые и 4 скоростные хордовые магистрали. Однако проекты хорд остались на бумаге, а многие участки, где они должны были пролегать, были застроены. В середине 2000-х годов в рамках разработки проекта Четвёртого транспортного кольца в Генеральный план Москвы были заложены две хордовые трассы — Северная и Южная рокады, которые обеспечили бы сообщение с Третьим транспортным кольцом, попутно разгрузив как центр города[5], так и МКАД.

После отказа от строительства Четвёртого транспортного кольца, проект которого оценивался в 1 триллион рублей, московские власти вернулись к идее хордовых магистралей[6]. Весной 2012 года мэр Москвы Сергей Собянин представил президенту Дмитрию Медведеву проект развития транспортной инфраструктуры московской агломерации, предусматривающий создание внутри МКАД трёх хордовых направлений: Северо-Восточной и Северо-Западной хорд и Южной рокады, образующих незамкнутую кольцеобразную систему с выходами на МКАД[7]. В дальнейшем к ним добавилась Юго-Восточная хорда.

Четыре крупнейшие магистрали одновременно строятся в столице: Северо-Восточная, Северо-Западная и Юго-Восточная хорды, а также Южная рокада. Такого в Москве еще не было. По планам городских властей, в 2023 году они сомкнутся в кольцо длиной 133 км, связав основные трассы[8].