Северо-Восточная хорда


Северо-Восточная хорда (первоначальное название Северная рокада) — московская бессветофорная магистральная улица общегородского (регионального) значения первого класса с непрерывным режимом движения. С 2022 года входит в Московский скоростной диаметр, представляющий собой объединение Северо-Восточной хорды и ЮВХ.

Завершённая и открытая 10 сентября 2022 года[3], 29-километровая хорда продолжает автомагистраль Москва — Санкт-Петербург, проходит с западной стороны Октябрьской железной дороги вдоль малого кольца Московской железной дороги и Казанско-Рязанского направления Московской железной дороги до развязки МКАД на пересечении с магистралью Вешняки — Люберцы, связывая наиболее густонаселённые районы САО и ЮВАО. За МКАД в районе микрорайона Кожухово на границе Москвы хорда выходит на строящийся нулевой участок (обход Балашихи и Ногинска) автомагистрали Москва — Нижний Новгород — Казань (М12)[4]. Частью хорды стал единственный построенный участок Четвёртого транспортного кольца между шоссе Энтузиастов и Измайловским шоссе. Ожидается, что хорда разгрузит МКАД на 20—25 %, перераспределит транспортные потоки Третьего транспортного кольца, Щёлковского шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанского и Волгоградского проспектов[5][6].

Впервые о создании в Москве хордовых магистралей заговорили в первой половине XX века. В 1930-х годах вопрос прокладки хорд поднимал известный планировщик, специалист по градостроительству Анатолий Якшин, в 1970-х годах идею развивали его ученики, включая Александра Стрельникова. Прогнозируя рост числа автомобилей, авторы генерального плана Москвы 1971 года предусмотрели помимо МКАД и Садового кольца 2 новые кольцевые и 4 скоростные хордовые магистрали. Однако проекты хорд остались на бумаге, а многие участки, где планировалось проложить дороги, были застроены. К идее вернулись в 2011 году после строительства Третьего транспортного кольца и отказа от Четвёртого, прогнозируемая стоимость которого превысила 1 триллион рублей[5]. Весной 2012 года мэр Москвы Сергей Собянин представил президенту Дмитрию Медведеву проект развития транспортной инфраструктуры московской агломерации, предусматривающий создание внутри МКАД трёх хордовых направлений: Северо-Западной и Северо-Восточной хорд и Южной рокады, образующих незамкнутую кольцеобразную систему с выходами на МКАД[8].

Четыре крупнейшие магистрали одновременно строятся в столице: Северо-Восточная, Северо-Западная и Юго-Восточная хорды, а также Южная рокада. Такого в Москве еще не было. По планам городских властей, в 2023 году они сомкнутся в кольцо длиной 133 км, связав основные трассы[9].