Юньган


Пещерные гроты Юньга́н (кит. трад. 雲崗石窟, упр. 云冈石窟, пиньинь Yúngāng Shíkū, палл. Юньган Шику) — комплекс из 252 рукотворных пещер и ниш со статуями[1][2] (среди них 45 крупных пещер[2]), вырезанных в толще песчаника, расположенный на территории района Юньган городского округа Датун провинции Шаньси[3]. Ранние скульптуры демонстрируют явное индийское и центральноазиатское влияние, а сами гроты повлияли на буддийское пещерное искусство Китая и всей Восточной Азии[3]. Вместе с пещерами Могао в Ганьсу и комплексом Лунмэнь в Хэнани Юньган называют «Тремя великими пещерными комплексами Китая»[2]. Всего в гротах Юньган насчитывается до 51 000 статуй[2].

Искусство ваяния буддийских статуй пришло в Китай в конце правления Восточной Хань (начало III в. н. э.)[4]. Правитель Тоба Цзюнь принял буддизм и решил создать памятник буддизму во искупление грехов правившего ранее императора Тоба Тао, преследовавшего буддистов[3]. Город Пинчэн, расположенный на пересечении путей, ведущих в Индию и Центральную Азию, в то время был одним из крупнейших в мире по населению — в нём проживало около миллиона человек, принадлежавших к шести народам (хань, ди, динлины, сяньби, цяны и ухуани)[5].

Гроты Юньган находятся на западном склоне горы Учжоушань (кит. 武州山, пиньинь Wǔzhōushān), в 16 км к западу от Датуна[6]. Их создавали постепенно, вырезая в песчаниковых утёсах от востока к западу по приказу правителей государства Северная Вэй с 460-х годов в правление Тоба Цзюня[6][3]. После смерти Цзюня в 465 году и вплоть до переноса столицы в Лоян в 494 году работы в Юньгане шли наиболее активно, после этого времени было выполнено лишь несколько небольших ниш[3][7].

В XVII и XVIII веках в пещерах проводили ремонтные работы, однако на протяжении большей части XX века Юньган был заброшен. В 1986 году пещеры очистили от мусора и пыли, через некоторое время туда начали пускать туристов[8]. Национальное туристическое управление КНР[англ.] назвало Юньган в числе 66 китайских достопримечательностей высшего уровня (AAAAA)[9]. В 1991 году исследователи провели замеры количества частиц угля в воздухе и внутри пещер, обнаружив, что при отсутствии защитных мер статуи вскоре окажутся покрыты плотным слоем угольной пыли, смешанной с обычной[10].

Большинство крупных гротов имеют одинаковую планировку — в песчанике вокруг колонны вырубали прямоугольные помещения с длиной стены от 10 до 15 метров, после чего колонну превращали либо в пагоду (пещера № 6), либо в статую Будды. В них обычно есть вход на уровне первого этажа и окно на уровне третьего[8]. Резьба в пещерах была раскрашена, краска хорошо сохранилась в крупных пещерах[8].