Арминий, Якоб


Я́коб Арми́ний (лат. Jacobus Arminius); наст. имя Якоб Германзен (нидерл. Jacob Germanzen); 10 октября 1560, Аудеватер, Семнадцать провинций — 19 октября 1609, Лейден, королевство Нидерланды) — нидерландский протестантский богослов, основоположник арминианства.

Будущий богослов родился в небольшом городке Аудеватер в южной части Испанских Нидерландов. Получив начальное образование на родине, продолжил изучать богословие в университетах Марбурга, Лейдена, Женевы и Базеля. В Женеве преподавателем Арминия стал известный протестантский богослов Теодор Беза, сподвижник Жана Кальвина. Полученные от Беза отличные рекомендации позволили Арминию получить должность пастора в Амстердаме в 1588 году. Последнее десятилетие XVI века, на которое пришлось служение Арминия в Амстердаме, стало периодом утверждения протестантизма в Голландской республике и бурных богословских споров, в которых Арминий принял деятельное участие. В 1603 году он принял предложение занять пост профессора в Лейденском университете. Основным оппонентом Арминия в Лейдене стал Франциск Гомарус, сторонник реформатского учения о безусловном избрании[en]. Полагая, что Арминий является сторонником доктрины о свободе воли и деятельном участии человека в деле своего спасения, Гомарус обвинял его в ереси пелагианства и полупелагианства. Их конфликт неоднократно становился предметом разбирательства гражданских властей республики, и своё самое известное произведение, «Объявление мнения», Арминий представил 20 октября 1608 года в своей речи перед Генеральными штатами. Богослов скончался в разгар споров относительно своего учения, и его последователи, получившие название ремонстрантов, организационно оформились после его смерти.

Многочисленные труды Арминия носят преимущественно полемический характер. Арминий не успел написать произведение, в котором бы суммировал свои взгляды. Попытки реконструировать его богословскую систему являются предметом многочисленных исследований. Согласно современному научному консенсусу, идеологически Арминий был существенно ближе к современным ему реформатским схоластам, чем арминианам XVII века. В системе Арминия Бог, являясь чистым действием, желает блага и, в своей мудрости, желает существования свободных созданий, которые бы знали его в его благости. Для блага своих созданий Бог создал мир, в котором возможно свободно и праведно обращаться к нему, поклоняться, радоваться, прославлять и любить его. В понимании Арминия свобода человеческих действий обеспечивается неопределённостью контингентных действий с точки зрения принятых Богом до начала времён решений. Как следствие, человек может сопротивляться действию благодати, что, по мнению Арминия, демонстрирует божественную справедливость и не делает Бога источником греха.