Ван дер Хейден, Ян


Ян ван дер Хейден (нидерл. Jan van der Heyden; 5 марта 1637, Горинхем — 28 марта 1712, Амстердам) — голландский живописец, рисовальщик и гравёр. Малый голландец. Мастер городского пейзажа: ведуты. Изобретатель многих технических устройств, новатор уличного освещения и пожарного дела.

Ян ван дер Хейден родился в Горинхеме, в семье отца-меннонита и был третьим из восьми детей. Его отец был владельцем маслобойни, торговцем зерном и брокером. Семья переехала в Амстердам в 1646 году. В 1656 году ван дер Хейден крестился в Амстердаме; тогда он жил на площади Дам.

Ян ван дер Хейден получил образование живописца по стеклу и витражиста у своего старшего брата, Гориса ван дер Хейдена, который изготавливал и продавал зеркала. 28 мая 1661 года он женился на Саре тер Хиль из Утрехта и жил в доме на самом модном канале в Амстердаме, Херенграхт. Уже тогда он был практикующим художником. Его самая ранняя картина датируется 1663 годом. Позднее он работал практически исключительно в жанре городского пейзажа. Он писал виды площадей, улиц и каналов Амстердама, а также многочисленных церквей, дворцов и общественных зданий. При этом он мастерски использовал прямую линейную перспективу. Его пейзажи отличаются точностью, свойственной жанру ведуты, например, в изображении мелкой листвы или кладки каменных стен. Фигуры в его композициях писали Адриан ван де Велде, Эглон ван дер Нер или Йоханнес Лингельбах. Известны также несколько интерьеров работы ван дер Хейдена с детальным изображением обстановки, мебели, картин, книг, атласа Блау или глобусов.

Некоторое время живописец жил и работал в Англии. У жены Ван дер Хейдена были родственники в Германии. В 1660-х годах он путешествовал по Германии, в том числе в Эммерик и Везель. Городские пейзажи Ван дер Хейдена хорошо известны в Кёльне, Бонне, Дюссельдорфе, Эльтене, Ксантене, Аахене и Клевсе. Он также посетил различные места в Северных и Южных Нидерландах, включая Вере и Брюссель. В 1667 году Яна ван дер Хейдена посетил великий герцог Тосканы Козимо III Медичи, который купил одну из его самых замечательных работ с «неудачной» перспективой, которую можно увидеть в галерее Уффици во Флоренции.