Ярославский вокзал


Яросла́вский вокза́л (с 1862 по 1870 год — Троицкий, с 1922 по 1955 год — Северный[1][неавторитетный источник]) — железнодорожный вокзал, пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Ярославская. Расположен в Красносельском районе Москвы на Комсомольской площади. Относится к Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов[2]. Является одним из десяти вокзалов столицы и считается крупнейшим из них по объёму перевозок[3][4][5]. Первое здание вокзала было построено по проекту архитектора Романа Кузьмина в 1862 году для обслуживания железной дороги Москва — Сергиево. К 1870-му линию продлили до Ярославля, а также решили расширить и реконструировать вокзал по проекту Фёдора Шехтеля[6][2]. Новое строение было выполнено в неорусском стиле с элементами северного модерна[7][8].

Предположительно, территория близ Красного пруда в XIV веке относилась к вотчине Василия I. Однако первые достоверные упоминания об этом участке относятся к 1462 году, позднее он перешёл по наследству к Ивану III, получив название Красносельская дворцовая слобода. Тем не менее берега водоёма долгое время не застраивались и использовались только для выпаса скота. К началу XVIII века места от Земляного вала до Красного пруда представляли собой обширное поле. Южная его часть была заболочена, а в северо-западной располагался путевой дворец Алексея Михайловича. Над зданием возвышалась каланча, в честь которой пустырь и получил название Каланчёвская площадь. После возведения Камер-Коллежского вала участок вошёл в состав Москвы и начал постепенно застраиваться. Так, через площадь проходила дорога во Владимирскую землю, у северной границы возвели Артиллерийский полевой двор, где хранились боеприпасы и устраивались военные учения[9][10]. Во время пожара 1812 года из-за взрыва артиллерийских запасов склад сгорел, повредив при этом окрестные постройки. Двор решили не восстанавливать[источник не указан 1418 дней], а часть его территории в 1844—1849 годах использовали для строительства Николаевского вокзала[11][8][12].