Ярославский трамвай


Яросла́вский трамва́й — система трамвайного транспорта города Ярославля. Одна из старейших трамвайных систем России (после Калининградской, Нижегородской, Курской, Орловской, Московской, Казанской и Краснодарской). Функционирует с 17 (30) декабря 1900 года.

Эксплуатацию трамвайной сети осуществляет АО «Яргорэлектротранс». С конца 2016 года по октябрь 2019 года директором предприятия являлся Худиев Ильхам Тофикович. С мая 2023 года директором является Михаил Костров [1].

Ярославский трамвай — одна из старейших трамвайных систем в России. Идеи постройки городской рельсовой дороги высказывались ещё с середины 1890-х годов — начиная с первого предложения о строительстве конки, поступившего в 1895 году в Ярославскую городскую Думу от «Акционерного общества городских и пригородных конно-железных дорог в России». В течение уже следующего, 1896 года в распоряжение городских Думы и Управы поступило уже несколько аналогичных предложений, при этом предлагались варианты как конной тяги, так и электрической. В первую очередь дорога должна была обеспечить перевозку пассажиров и перевалку грузов с железной дороги на пароходные волжские пристани (частично разгружая существовавшую с 1870 года ветку от станции Ярославль-Город к предприятиям и пристаням на Волге), а помимо этого — и внутригородские перевозки. В 1896 году было принято решение о пуске электрического трамвая, из всех поступивших в органы городского управления предложений был выбран проект «Бельгийского анонимного общества тяги и электричества» а в следующем году с компанией был заключён концессионный договор. Два года ушло на проектирование и согласования с различными ведомствами, и летом 1899 началось сооружение линий, законченное к осени 1900 года. В едином комплексе с трамвайным депо строили и первую в городе электростанцию. Торжественное открытие трамвая состоялось 17 (30) декабря 1900 года. На церемонии открытия движения праздничный кортеж из четырёх вагонов, пассажирами которого стали первые лица города, проследовал из депо в центр города. Всего же на линии вышли 19 моторных вагонов постройки кёльнской фирмы «Гербрандт» с электрическим оборудованием «Валькер» (впоследствии в течение многих десятилетий эти вагоны ошибочно назывались именно «Валькерами»).