Торпеда «Кит»


Торпеда «Кит» № 65-76 разработана в ленинградском ЦНИИ «Гидроприбор» на рубеже 1960-х — 1970-х годов. Конструкторам была поставлена задача создать дальнобойное, скрытное и мощное оружие, которое позволило бы советским подводным лодкам поражать различные надводные цели (авианосцы и другие крупные корабли противника), при этом не входя в зону поражения их противолодочной обороны.

Являлась дальнейшем усовершенствованием прямоходной торпеды 65-73. Использовалась из торпедных аппаратов калибра 650 мм (т. н. «толстая»). Оснащена системой самонаведения.

Тип двигателя — тепловой (керосин (топливо) + высококонцентрированная перекись водорода (окислитель)[1].

Согласно выводам госкомиссии, неправильное обслуживание торпеды 65-76 ПВ (серийный № 1336А) подлодки К-141 «Курск» стало причиной протечки перекиси водорода, используемой вместе с керосином в качестве топлива парогазовой турбины самодвижущегося снаряда; последовавшие затем химические реакции привели к возгоранию паров керосина и, как следствие, подрыву боевой части торпеды и гибели подводной лодки в 2000 году[2].

После гибели «Курска» торпеда была снята с вооружения как ненадёжная, согласно заключению комиссии. Министерство обороны сняло с вооружения 65-76А наряду со всеми другими вариантами исполнения торпед «Кит», включая: 65-73 — прямоходный снаряд со специальной боевой частью, 65-76 с системой наведения по кильватерному следу и 65-76А с улучшенными возможностями бортовой аппаратуры[3].