81-540/541


81-540/541 — модель электровагонов метрополитена, созданная в 1997 году на заводе «Вагонмаш» в Санкт-Петербурге на базе вагонов 81-717/714Номерных»). Конструктивно являются аналогом вагонов 81-717.5М/714.5М. На основе базовой модели заводом было создано множество различных модификаций.

Внешне, вагоны практически не отличаются от 81-717.5М/714.5М. Основная разница заключается в аппаратуре автоведения и АРС, специфичной для петербургского метрополитена. В кабинах машинистов используется дуплексная радиосвязь с диспетчерским постом, а также с любым из вагонов.

В целом, конструкция вагона по сравнению с 81-717.5М/714.5М не претерпела изменений. У головных вагонов конструкция и расположение буферных фонарей были такими же, как и у модификации 5М — все 6 ламп светильников расположились в один ряд и имели одинаковый размер и округлую форму, как и у вагонов 81-717.5М/714.5М. Из них 4 располагались в центральной части под центральным лобовым стеклом, а ещё по одному с каждой стороны — под крайними лобовыми стёклами.

В салоне вагонов первого выпуска используется бумажно-слоистый пластик для обеспечения тепло- и шумоизоляции кузова, а в кабине машиниста применяются алюминиевые листы и искусственная кожа. Для окон салона используются закалённые стёкла, толщина которых составляет 6 мм. В качестве освещения в вагонах используются люминесцентные светильники.

В вагонах 2001 года выпуска салонокомплект немного изменился, в частности, у наддверных кожухов появились округлости, салон отделан пластиком под клён. Вместо стандартных дерматиновых сидений на вагонах 2001 года выпуска устанавливались польские антивандальные сиденья.

Вентиляция в вагонах осуществляется как принудительно (механически), так и приточно-вытяжным способом. Для открытия и закрытия автоматических раздвижных дверей используются пневматические приводы, контролируемые централизованным электроуправлением из кабины машиниста.