AVE


AVE (сокращение от исп. Alta Velocidad Española) — торговая марка компании-оператора Испанских железных дорог Ренфе-Операдора, созданная для предоставления услуг высокоскоростного железнодорожного транспорта в стране. Название переводится буквально Высокая испанская скорость, аббревиатура одновременно обыгрывает слово Аве исп. Ave — Птица, которая изображена на логотипе компании. Перевозки осуществляются по специально построенным линиям стандартной европейской колеи 1435 мм со скоростью до 310 км/ч, однако стандартная железнодорожная сеть испанских нескоростных перевозок использует иберийскую колею.

По официальным данным правительства Испании, протяжённость высокоскоростных линий в Испании в 2022 году составляет 3762 км (к ВСМ, согласно национальным традициям, относят все поезда со скоростью свыше 200 км/ч). По этому показателю Испания занимает первое место в Европе и второе в мире (после Китая). Однако международной стандартизации ВСМ согласно их реальной скорости соответствует не более половины длины этих магистралей. Остальные могут считаться скоростными, но не ВСМ (подобно линии Москва — Санкт-Петербург, 200—230 км/час). К общепризнанным линиям испанских ВСМ относятся Мадрид—Барселона—Перпиньян (Франция), Мадрид—Валенсия—Альбасете, Мадрид—Кордоба—Малага—Севилья, Мадрид—Вальядолид—Леон общей протяжённостью более 1500 км[1].

Проект новой линии, соединяющей Кастилию с Андалусией и призванной оживить застойную экономику юга Испании, получил название NAFA (исп. Nuevo Acceso Ferroviario Andalucia — Новое железнодорожное сообщение с Андалусией). Линия была открыта 14 апреля 1992 года к выставке Экспо 92, проходившей в Севилье. Семь дней спустя — 21 апреля 1992 года — началась коммерческая эксплуатация линии рейсами из Мадрида в Севилью (535 км) и обратно с остановками в Кордове, Пуэртольяно и Сьюдад-Реаль. В октябре 1992 года РЕНФЕ запустила поезда AVE Lanzadera между Мадридом, Пуэртольяно и Сьюдад-Реаль.

23 апреля 1993 года поезд AVE Серии 100 при тестовом проезде достиг рекордной скорости 356,8 км/ч, что в 1994 году позволило перейти к эксплуатации линии на скорости 300 км/ч.

В 1999 году начато проектирование выхода линии AVE на побережье Коста-дель-Соль строительством линии Кордова — Малага.

Первый участок строительства линии европейской колеи от Мадрида до французской границы Мадрид — Сарагоса — Лерида завершился в 2003 году с запуском в коммерческую эксплуатацию 11 октября 2003 дальних поездов AVE, соединяющих эти города с городами Ебес, Гвадалахара и Калатаюд. Из-за неготовности линии и техники к внедрению Европейской системы управления движением поездов в первые годы движение по линии было ограничено скоростью 200 км/ч. Эта линия является первой в Испании электрифицированной переменным током 50 Гц 25 кВ.