Христос во гробе


Христос во гробе, Уныние или Смирение Нашего Господа, Высшее Умаление, Царь Славы (др.-греч. Άκρα Ταπείνωσις, Akra Tapeinosis — крайнее уничижение, смирение)[1] — вариант иконографии Иисуса Христа, изображающий его мёртвым в гробу.

Икона представляет Христа изображённым по пояс, стоящим в гробу, на фоне креста, со склонённой главой и закрытыми глазами, с руками, скрещёнными на груди или бессильно опущенными вдоль тела, и со следами ран. Образ сопровождается надписью «Царь Славы» или, реже, «Снятие со креста». Положения рук, головы, наличие надписи, изображения креста и гроба не были обязательными и строго фиксированными[2].

Данная иконография не является изображением какой-либо из Страстей Христовых: поскольку Иисус изображён вертикально стоящим, на фоне креста, — это не Положение во гроб; он не пригвождён к кресту и, значит, это не Распятие Христово; его никто не поддерживает, следовательно, это не Снятие с креста. Кроме того, он не завёрнут в саван, хотя должен был бы. Таким образом, икона имеет символический, а не повествовательный характер.

При бесспорном литургическом назначении образа литургический текст, соответствующий этой иконографии, не найден. Открытым остаётся и вопрос её происхождения — литургическое либо историческое. Нарративный контекст отсутствует, замысел, по-видимому, был изначально символический. В Византии и Древней Руси — праздничная икона Великой пятницы.

Древнейшие иконографические памятники — Карахиссарское Евангелие 1180-х годов и двусторонняя икона XII века из Кастории[3].

Данная византийская иконография повлияла на формирование в западноевропейском искусстве такого типа изображения Иисуса, как «Муж скорбей»[4]. В сочетании с «Мандилионом» в православном искусстве она образовала иконографию «Не рыдай Мене, Мати» — обе фигуры либо совмещались на одной доске, либо образовывали диптих. Кроме того, встречается соединение на одной доске изображений Христа во гробе и (в небесах над ним) Спаса Нерукотворного.