Bell & Howell


Bell & Howell («Белл-Хауэлл») — один из крупнейших в мире производителей кинотехники на протяжении всего XX века. Филиалы компании располагались не только в США, но и в Германии, Великобритании, Франции, Канаде и Швеции[1]. Фирма основана в Уилинге[англ.], пригороде Чикаго в штате Иллинойс в 1907 году двумя киномеханиками Дональдом Беллом (Donald Joseph Bell) и Альбертом Хауэллом (Albert Summers Howell)[2]. В настоящее время штаб-квартира находится в Дареме в штате Северная Каролина, а компания занимается услугами в сфере обработки документации, в том числе микрофильмов.

«Белл-Хауэлл» был пионером стандартизации в области кинематографа, и созданные им перфорационные станки обеспечили совместимость любых фильмокопий сначала в пределах США, а затем и во всём мире[3]. Перфорация BH 1866, использующаяся в современных негативных и контратипных 35-мм киноплёнках, была предложена компанией в 1916 году, и до сих пор носит её название, оставаясь общемировым стандартом[4][5]. Компания долгое время оставалась практически мировым монополистом в области перфорирования фотоматериалов, и даже на заводах «Свема» и «Тасма» в СССР для этого использовались станки «Белл-Хауэлл». То же самое можно сказать и о кинокопировальном оборудовании, поставлявшемся фирмой во все страны мира с развитой киноиндустрией.

Киносъёмочный аппарат Bell & Howell 2709[* 1] положил начало так называемому «американскому» направлению киноаппаратостроения, определив конструкцию кинокамер на десятилетия вперёд. Камера впервые в мире была цельнометаллической с закруглёнными формами, что контрастировало с ящичными деревянными аппаратами из Европы. Двойная внешняя кассета придавала аппарату профиль, прозванный в Америке «ушами Микки Мауса», более выразительный, чем «ящик взломщика» у европейских камер Pathé и Parvo[2]. Также впервые объективы крепились на поворотной револьверной головке, позволяющей их быстро менять[6]. Однако, главной инновацией стала возможность сквозного визирования и точной фокусировки по сдвижному матовому стеклу. Для этого корпус камеры вместе с кассетой мог сдвигаться по направляющей основания поперёк оптической оси неподвижного объектива. В крайнем левом положении напротив рабочего объектива оказывалось матовое стекло с лупой, служившее для кадрирования и точной фокусировки. После этого корпус сдвигался обратно вправо, подводя к объективу кадровое окно с киноплёнкой. До этого все кинокамеры фокусировались по метражной шкале, не гарантируя резкости[7]. Во французской камере Debrie Parvo подобная возможность появилась только в 1924 году[8]. Ещё одним из важнейших для кинематографа достоинств модели 2709 был первый в мире контргрейфер, резко повышавший устойчивость киноплёнки во время экспозиции. Кроме того, устройство лентопротяжного тракта позволяло заряжать одновременно две киноплёнки, делая возможными недоступные до этого способы комбинированной съёмки в технике «бипак». Этой камерой впервые реализованы ранние технологии блуждающей маски и цветного кинематографа[7].