Black Mesa


Black Mesa (ранее известная как Black Mesa: Source) — компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, разработанная студией Crowbar Collective; ремейк игры Half-Life компании Valve, выпущенной в 1998 году. Изначально проект был анонсирован в 2004 году, а в 2012 году выпущен как бесплатная пользовательская модификация; в дальнейшем, с одобрения компании-правообладателя Valve и через принадлежащий ей же сервис Steam, Black Mesa была выпущена уже в качестве самостоятельной коммерческой игры: в 2015 году — в раннем доступе, в 2020 году — в полном завершённом виде.

Первоначально разработка Black Mesa была запущена в качестве ответа на выход в 2004 году игры Half-Life: Source — выполненного самой же Valve переноса Half-Life на движок Source без каких-либо улучшений в графике или геймплее. Crowbar Collective возникла как объединение двух работавших независимо друг от друга команд поклонников оригинальной игры — они пытались воссоздать Half-Life, в полной мере используя расширенные возможности движка Source, переработать все текстуры, модели и уровни, создать реалистичный геймплей — эти цели сдвигались по мере выхода новых версий Source и совершенствования технологий, так что игра в течение многих лет пребывала в статусе vaporware. Crowbar Collective также переработала дизайн ряда уровней и головоломок, искусственный интеллект противников; наиболее значительной переработке подверглись последние уровни игры, действие которых происходит вне Земли, в чужом мире Зен.

Первоначальный выход Black Mesa в 2012 году собрал положительные отзывы критиков; последующие доработанные издания получили ещё более высокие оценки. Обозреватели отмечали улучшенный геймплей и внимание разработчиков к деталям в воссоздании оригинала; особых похвал удостоились переработанные уровни в мире Зен.

Как и в оригинальной игре Half-Life, игрок берёт на себя роль Гордона Фримена, одного из учёных исследовательского комплекса «Чёрная Меза», который, из-за случившегося инцидента, должен устранить угрозу инопланетного вторжения. События игры происходят как в стенах подземного научного комплекса, так и на его поверхности, а позже — в инопланетном фантастическом мире Зен. Игра имеет линейную структуру — окончание каждого уровня является началом следующего, а прохождение обычно не подразумевает обходных или дополнительных путей. Исследование уровней совмещает в себе как сражение с противниками, так и элементы платформера, а также решение различных головоломок.

Сюжет ремейка хронологически ничем не отличается от оригинальной игры. Наибольшим изменениям подверглись главы с 15-й по 18-ю и глава-эпилог, которые разворачиваются в Зене: их карты были значительно расширены и сам Зен стал гораздо разнообразней. В то же время Crowbar Collective при их создании реализовали некоторые идеи, которые Valve задумывали для оригинальной Half-Life, но по ряду причин отказались от них.