Half-Life


Half-Life (с англ. — «период полураспада») — компьютерная игра в жанре научно-фантастического шутера от первого лица, разработанная американской компанией Valve Corporation и изданная компанией Sierra Studios 19 ноября 1998 года для персональных компьютеров[3]. Первая игра в серии Half-Life. Технически основана на значительно переработанном движке Quake от id Software[7][8]. В 2001 году студия Gearbox Software портировала Half-Life на консоль PlayStation 2[5]. Также игра разрабатывалась для платформы Sega Dreamcast, но релиз был отменён[9][10]. В январе 2013 года Valve портировала игру на Linux и OS X[11][12]. Игра Black Mesa (2020), разработанная студией Crowbar Collective, представляет собой доработанный и расширенный ремейк Half-LifeПерейти к разделу «#Ремейк».

Half-Life стала одной из первых игр, в которых сюжет развивается полностью внутри игрового пространства без использования видеозаставокПерейти к разделу «#Игровой процесс». Игровые издания высоко оценили новаторский стиль повествования, являющийся главным достоинством игры[13][14]. Другой сильной стороной игры называют искусственный интеллект противников[14][15]. Half-Life является одной из первых игр, где у игрока появились союзники. Многие издания отмечают, что данная игра произвела революцию в жанре шутера от первого лица и положила начало новому этапу его развития[16][17].

Игра получила большое количество положительных отзывов от игровой прессы[18][19]. Более 50 игровых изданий признали Half-Life «Игрой года», а журнал PC Gamer трижды называл её «лучшей игрой из когда-либо созданных»[20]Перейти к разделу «#Оценки игроков и критиков». На волне успеха игры были выпущены несколько дополнений: Half-Life: Opposing Force, Half-Life: Blue Shift и Half-Life: DecayПерейти к разделу «#Дополнения». Кроме того, было создано много официальных модификаций, в том числе сетевых: Counter-Strike, Team Fortress Classic, Deathmatch Classic, Day of Defeat, RicochetПерейти к разделу «#Модификации». В 2004 году было выпущено продолжение — Half-Life 2, также признанное «Игрой года» большинством изданийПерейти к разделу «#Сиквел».

История игры рассказывается без помощи кат-сцен, разрывов во времени и подобных им приёмов. Развитие сюжета происходит при помощи скриптовых сцен, функционирующих непосредственно внутри игрового действия. Игровой процесс и подача сюжета при таком подходе образуют единое целое. Игра не разделена на уровни или миссии; деление игрового мира на карты вызвано техническими ограничениями. За всеми событиями игрок наблюдает глазами главного героя — Гордона Фримена. Выслушивая очередной монолог или же наблюдая за важным сюжетным событием, игрок не утрачивает контроль над главным героем, за исключением нескольких скриптовых сцен. В то же время самого персонажа нельзя увидеть со стороны или услышать его голос. Все эти приёмы способствуют погружению игрока в игровую реальность, создавая эффект присутствия[13].

Большое влияние на сюжетную линию и угнетающую атмосферу Half-Life оказал сериал «За гранью возможного», особенно серия «Пограничная полоса», а концепция игры родилась под впечатлением от повести Стивена Кинга «Туман» и сериала «Секретные материалы»[21].