Boeing 307 Stratoliner


Boeing 307 Stratolinerамериканский четырёхдвигательный моноплан, поступивший в эксплуатацию в 1940 году. Stratoliner стал первым эксплуатирующимся самолётом с наддувом кабины, который позволил ему подниматься выше неблагоприятных погодных условий и горных хребтов, благодаря чему появилась возможность укорачивать маршруты[2]. Этот самолёт стал первым, в экипаж которого вошёл бортинженер[3][1].

Самолёт конструировался под руководством Уэлвуда Билла. Хвостовое оперение, двигатели, шасси и удлинённые в общей сложности на 1,07 метра крылья были взяты с предыдущей разработки — бомбардировщика Boeing B-17 Flying Fortress. Фюзеляж был полностью новым. Он имел круглое сечение для того, чтобы давление в салоне распределялась равномерно[2][4][5]. Было разработано две комплектации пассажирского салона: «дневная» и «ночная». «Дневной» салон вмещал 33 пассажиров, а «ночной» — 16 койко-мест и 9 сидячих мест[4][5].

Первый заказ на 6 самолётов оформила авиакомпания TWA, 3 машины заказала Pan Am, девятый самолёт был продан Говарду Хьюзу[2][1][5][6].

Прототип Boeing 307 Stratoliner первый раз поднялся в небо 31 декабря 1938 года. 18 марта 1939 года прототип потерпел катастрофу. Самолёт выполнял испытательный полёт с представителями авиакомпании KLM. После набора высоты пилоты выключили два двигателя с одной стороны. После этого самолёт свалился в штопор. Прототип разрушился в воздухе при попытке пилотов вывести его из штопора. Позаимствованные с B-17 органы управления и оперение оказались слишком маленькими и бесполезными при выведении из сваливания. Уже изготовленные самолёты были отозваны и переделаны[2][4][5].

Pan American заказала 4 самолёта Boeing 307 в компоновке S-307, но получила только 3, так как четвёртым самолётом был разбившийся прототип. После катастрофы новых заказов от Pan Am не поступало. На Boeing 307 Stratoliner выполнялись рейсы из Майами в Мексику, Бразилию и на Карибские острова, а также рейсы в Латинскую Америку из Лос-Анджелеса, Нового Орлеана и Браунсвилла. Во время Второй Мировой войны самолёты использовались американскими военными в качестве транспортных, а после её окончания вернулись в Pan American, но уже в марте 1946 были заменены на Douglas DC-4. В 1948 Stratoliner были куплены компанией Airline Trading Inc[2][1].

TWA получила 5 самолётов, получивших обозначение SA-307B. Они отличались от S-307, летавших в Pan American, треугольными обтекателями закрылков и укороченными мотогондолами. Эксплуатация началась 8 июля 1940. Самолёт обслуживал линию Ла ГуардияЧикагоКанзас-СитиАльбукеркеБёрбанк. Полёт длительностью 13 часов 40 минут могли позволить себе только обеспеченные люди, но спрос на него был.