Bristol Mercury


Bristol Mercury — британский поршневой 9-цилиндровый авиадвигатель воздушного охлаждения, разработанный в 1925 году Роем Федденом на основе одной из предыдущих конструкций компании Bristol Aeroplane Company, Jupiter. Применялся в 1930-х — 1940-х годах как на гражданских, так и на военных летательных аппаратах. Мощность поздних модификаций с редукторным нагнетателем достигала 800 л. с. (около 600 кВт).

Всего компанией было произведено около 20 700 двигателей, также они выпускались рядом европейских фирм по лицензии. На 2010 год имелось по крайней мере три пригодных к эксплуатации Bristol Mercury, кроме того, ещё несколько двигателей в различном состоянии находились в экспозициях музеев.

Двигатель Mercury был разработан Bristol Aeroplane Company на замену исчерпавшему возможности модернизации Bristol Jupiter. Хотя первоначально Mercury не вызвал особого интереса потенциальных покупателей, Министерства ВВС Великобритании финансировало постройку трёх прототипов.

Федден счёл необходимым использовать нагнетатель, применявшийся с целью улучшения высотных характеристик для увеличения мощности создаваемого двигателя при уменьшении его габаритов. Вместо разработки нового мотора с нуля, он использовал детали от «Юпитера» с уменьшенным на 1 дюйм (25 мм) ходом поршня. С меньшим рабочим объёмом он, благодаря использованию нагнетателя, имел повышенные обороты и развивал мощность выше, чем у его предшественника. Аналогичный подход был применён и при создании двигателя Pegasus.

Уменьшение габаритов Mercury было обусловлено его планировавшимся применением на истребителях, так, он устанавливался на самолёте Gloster Gauntlet и сменившем его Gloster Gladiator. Более мощные Bristol Pegasus предназначались для бомбардировщиков, однако, с появлением новых модификаций, оказалось, что для них подойдёт и улучшенный Mercury. Наиболее известным бомбардировщиком, на котором он стоял, был двухмоторный Bristol Blenheim.

В 1938 году Рою Феддену удалось убедить Министерство ВВС закупить в США партию высокооктанового авиабензина. Теоретически, более качественное топливо за счёт увеличения степени сжатия должно было резко повысить мощность двигателей, особенно в сочетании с использованием нагнетателей, по сравнению с имевшимся на тот момент 87-октановым бензином. Одним из первых британских авиадвигателей, прошедшим испытания и сертифицированным для работы со 100-октановым горючим, стал в 1939 году Mercury XV. Этот мотор, работающий с давлением наддува +9 lbs/sq.in (+0,62 кг/см²), устанавливался на Blenheim Mk IV.[2]