British Aircraft Corporation


British Aircraft Corporation («Бри́тиш Э́ркрафт Корпоре́йшен»[1], BAC) — британская авиастроительная компания, сформированная под давлением правительства Великобритании путём слияния English Electric Aviation Ltd., Vickers-Armstrongs, Bristol Aeroplane Company[англ.] и Hunting Aircraft[англ.] в 1960 году, учредители получили пакеты 40 %, 40 % и 20 % соответственно. В свою очередь, BAC получила акционерный капитал их авиастроительных филиалов и спустя несколько месяцев приобрела 70 % акций Hunting Aircraft[2].

BAC создана как результат заявлений правительства Великобритании о том, что оно ожидает консолидации в сфере самолётостроения, разработки управляемого вооружения и двигательной промышленности. Также правительство пообещало простимулировать такой шаг, в том числе выдачей контракта на разработку сверхзвукового ударного самолёта BAC TSR-2 (англ. BAC TSR-2), финансовой поддержкой НИОКР и гарантиями оказания помощи в запуске работ по созданию «перспективных типов гражданских самолетов».[3]

При формировании BAC подразделение по автомобилям компании Bristol Aeroplane Company не участвовало в объединении, а осталось в собственности Сэра Джорджа Уайта, чья семья в 1910 году была основателем British and Colonial Aeroplane Company (позднее ставшей Bristol Aeroplane Company). Эта компания выпускала автомобили под маркой Bristol Cars до 2011 года.[4][5]

Большинство разработок перешли к BAC от других компаний, сформировавших его. BAC не изменяла наименования ранее созданных компаниями конструкций, например авиалайнер VC10 так и остался Vickers VC10. Вместо этого компания добавляла собственное наименование в маркетинговые проекты, так в рекламе VC10 имелось название «Vickers-Armstrongs (Aircraft) Limited, дочернее предприятие British Aircraft Corporation». Первой моделью, носившей аббревиатуру BAC, стал в 1961 году авиалайнер BAC 1-11 (BAC One-Eleven), разработанный Hunting Aircraft. Bristol работала над проектом сверхзвукового пассажирского самолета Bristol 223, который в конечном итоге был объединен с аналогичной программой французской компании Sud Aviation (позднее Aérospatiale, сегодня — Airbus) для совместной реализации англо-французской программы Concorde. Первые контракты на поставку Concorde были подписаны с Air France и BOAC в сентябре 1972 года.

В 1963 году BAC приобрела ранее самостоятельные подразделения по управляемым вооружениям компаний English Electric и Bristol для формирования нового дочернего предприятия — British Aircraft Corporation (Guided Weapons). Компания lдостигла определенного успеха как разработчик ракет Rapier, Sea Skua и Sea Wolf. BAC в конечном итоге расширила это подразделение, включив в него отделения по электронике и космическим системам и установив партнерские отношения с Hughes Aircraft в 1966 году, которые стали впоследствии весьма плодотворными. Hughes выполняла многие крупные контракты для BAC, в том числе разработку и изготовление подсистем спутников Intelsat.[6]