Буллет-тайм


Буллет-тайм (англ. Bullet time, букв. «время пули») — техника комбинированной съёмки, которая используется для создания на экране иллюзии «заморозки» времени, то есть движения съёмочной камеры и зрителя вокруг застывшего объекта, в реальности быстро двигающегося, например в момент прыжка или падения[1].

Применяется в кинематографе и компьютерных играх, а известность получил благодаря фильму «Матрица», где использован во многих сценах. Этому фильму эффект обязан названием, поскольку фиксирует движение актёров с замедлением, характерным для высокоскоростной киносъёмки. По этой же причине приём иногда называют эффект Матрицы[2].

Впервые технология съёмки движения несколькими фотоаппаратами была реализована задолго до изобретения кинематографа. В 1878 году фотограф Эдвард Мэйбридж осуществил успешную хронофотографическую съёмку скачущей лошади. Для этого вдоль беговой дорожки были установлены 12 фотоаппаратов, затворы которых поочерёдно запускались по мере движения лошади, и в результате каждая из камер фиксировала свою фазу движения[3]. Съёмка предназначалась для разрешения пари между бывшим губернатором Калифорнии Лиландом Стэнфордом и его приятелями[4].

Своим дальнейшим развитием технологии высокоскоростной съёмки обязаны профессору Массачусетского технологического института Гарольду Эджертону, которому в 1940-х годах с помощью разрядов ксеноновой лампы удалось зафиксировать полёт пули. Первая попытка «заморозить» движение в постановочном кинематографе относится к фильму «Зольц!» 1962 года. Персонаж этой картины профессор Джонатан Джонс останавливает пулю с помощью амулета и магического слова «Зольц». Однако, технически в то время приём не мог быть осуществлён, и вместо него использована анимация полёта пули[5]. Современный вид эффекта был достигнут до того, как появилась возможность его практической реализации, и произошло это в рисованной мультипликации. В фильме 1966 года «Спиди-гонщик» есть сцены, где в определённой точке движение героя «замораживается», и камера облетает его вокруг, чтобы подчеркнуть важность момента.