China Merchants


China Merchants Group (CMG) — крупнейший китайский государственный многопрофильный конгломерат, базируется в Гонконге (штаб-квартира расположена в округе Сентрал)[2]. Основные интересы China Merchants Group — портовое хозяйство, логистика, судоходство, недвижимость, финансовые услуги, производство контейнеров, транспортного оборудования и краски. Включает промышленные зоны Шэкоу (China Merchants Shekou Industrial Zone Holdings) и Чжанчжоу[1]. В 2018 году группа была впервые включена в список крупнейших компаний мира Fortune Global 500, заняв в нём 280-е место[3].

«Китайское торговое бюро» (China Merchants Bureau) было основано в 1872 году в Шанхае как альтернатива западным судоходным компаниям, доминировавшим в торговле между Китаем и другими странами. Оно стало первой судоходной компанией Китая, созданной без привлечения иностранного капитала. В 1873 году первое судно China Merchants начало курсировать по маршруту между Гонконгом и Шанхаем, к концу этого же года появился второй маршрут, связавший порты Китая с японскими портами Кобе и Нагасаки; позже он был продлён до Филиппин. В 1877 году China Merchants поглотила другую судоходную компанию, «Цичан» (Qichang), ранее принадлежавшую американцам, а также заключила соглашения о тарифах на морские перевозки с британскими компаниями Swire и Jardines[4].

В 1902 году была создана дочерняя компания по речному судоходству China Merchants River Navigation Company. В целом в первой половине XX века компания China Merchants стала двигателем промышленного и финансового развития Китая, при её участии были созданы первый коммерческий банк Китая (Commercial Bank of China), первая страховая компания (Bureau of China Merchants Insurance), первая механизированная угольная шахта в городе Кайпин (Хэбэй), первая сталелитейная компания Han Yie Ping Corporation. Интересы самой компании включали самые разные отрасли, от судостроения и авиации до животноводства и издания газет. Однако основой деятельности оставалось судоходство, к концу 1940-х годов у компании было 490 судов (из них 95 океанических), общим водоизмещением 400 тысяч тонн[4].

После Китайской революции почти весь флот China Merchants ушёл на Тайвань, а руководство компании решило остаться в Гонконге, куда со временем переместилась штаб-квартира China Merchants, и сотрудничать с коммунистическим режимом. Компания, перейдя под фактический контроль Пекина, стала основным посредником между КНР и остальным миром, в частности, она осуществляла перевозки между материковым Китаем и Гонконгом, а также инвестировала в развитие портовой инфраструктуры Гонконга. В 1960-х годах компания вновь начала заниматься океаническими перевозками, для чего были основаны дочерние компании Yifeng Shipping Enterprise Co. и Ocean Tramping; в следующем десятилетии, однако, правительство КНР передало океанический флот China Merchants компании COSCO[4].