De Havilland Mosquito


де Хэвилленд DH.98 «Москито»[1] (англ. de Havilland DH.98 Mosquito) — британский многоцелевой бомбардировщик, ночной истребитель времён Второй мировой войны, состоявший на вооружении Королевских ВВС.

Двухмоторный высокоплан с двигателями с компрессорами наддува, спроектированными для работы на больших высотах (самолёт имел потолок полёта до 11 000 метров). Экипаж 2 человека.

В конструкции самолёта была применена толстая трёхслойная обшивка с внешними слоями из фанеры и внутренним из бальсы с еловыми вставками для прочности, оклеенная поверх полотном, что позволило достичь требуемой прочности при малом весе конструкции. Немецкие радары были не в состоянии своевременно засекать приближающийся «Москито», так как у этого самолёта металлическими были только двигатели, стойки шасси, мотогондолы и некоторые элементы управления.

«Москито» выполняли «точечные» бомбометания, а также использовались как целеуказатели (англ. «pathfinders») при ночных бомбардировках немецких городов. Самолёт разрабатывался без оборонительного вооружения и поначалу такое решение встретило сопротивление, но конструктор сумел убедить скептиков в том, что отказ от стрелка задней полусферы позволит высвободить около 1000 кг и существенно улучшит аэродинамику. Тем не менее, потери среди «Москито» были одними из самых низких из всех самолётов Второй мировой войны — 16 на 1000 вылетов. Объясняется это исключительно высокими для того времени лётно-техническими характеристиками: скорость и высота полёта делали их малоуязвимыми для германских истребителей и огня зенитной артиллерии.

Крейсерская скорость самолёта на высоте 11 км составляла 640—675 км/ч. Такие высотно-скоростные характеристики делали его практически недосягаемым для атак противостоящих им в то время Messerschmitt Bf.109G-6. Относительно эффективно бороться с «Москито» могли только первые реактивные истребители немцев Messerschmitt Me.262. Но и они не смогли в этом добиться больших успехов по ряду причин: из-за позднего появления в конце войны, нехватки опытных пилотов, небольшого количества произведённых самолётов, а также стремления Гитлера использовать истребитель Messerschmitt Me.262 в качестве бомбардировщика. Один из бомбардировщиков установил рекорд живучести, выполнив 213 боевых вылетов.

В период с 1945 по 1953 год французские ВВС использовали значительное количество «москитов» (около 180, многие из которых использовались только для отдельных частей), выпущенных по Королевским ВВС в версиях FB.6, T.3, PR 16 и NF 30; все в 6-й истребительной эскадре. Группа GC 1/3 «Corse» из её состава с 3.01.1947 по 20.05.1947 принимала участие в Индокитайской войне.