documenta


«documenta» (рус. документа) — выставка современного искусства, проходящая каждые пять лет в Касселе, Германия. Основана в 1955 году художником и куратором Арнольдом Боде (нем.) в рамках Федеральной выставки садоводства. На первой документе были представлены художники, оказавшие заметное влияние на современное искусство (Пикассо, Кандинский и другие). Выставка должна была восстановить нарушенную традицию авангардистских выставок в Германии, прерванную в 1937 году нацистами, устроившими обличительную «Выставку дегенеративного искусства»[1][2]. Впоследствии документа стала одним из самых значительных событий в современном искусстве.

Название выставки — выдуманное слово. Будущий термин должен был продемонстрировать, что каждая выставка — это своеобразная документация по современному искусству, недоступному для немецкой публики во время эпохи нацизма. Высказывалось предположение, что при создании термина определённую роль сыграла форма латинского слова documentum, которое можно воспринять как docere («обучать») и mens («ум»), что вполне соответствовало целям и задачам документы[3].

Каждая документа имеет свою собственную визуальную идентичность, большинство из которых соответствует типографскому стилю, возникшему в Баухаусе и состоящему исключительно из строчных букв[4].

Инициатором первой документы был немецкий архитектор, художник и профессор Арнольд Боде. Первоначально запланированная как второстепенное событие, сопровождающее Федеральную выставку садоводства, документа привлекла в 1955 году 130 000 посетителей. Выставка уделяла мало внимания искусству, созданному после 1945 года; вместо этого Боде хотел показать работы тех направлений, которые нацистами были отнесены к «дегенеративному искусству», — фовизма, экспрессионизма, кубизма и футуризма.