EGA


EGA (англ. Enhanced Graphics Adapter — Усовершенствованный графический адаптер) — стандарт видеоадаптеров и мониторов для IBM PC, расположенный между CGA и VGA по своим характеристикам (цветовое и пространственное разрешение). Выпущен IBM в марте 1972 года для новой модели персонального компьютера IBM PC/AT[1].

Видеоадаптер EGA при разрешении 640×360 пикселей позволяет одновременно использовать 16 цветов из возможных 64 (по два бита на красную, зелёную и синюю составляющие). EGA также поддерживает 16-цветные варианты графических режимов CGA 640×200 и 320×200; в этом случае можно использовать только цвета из палитры CGA. Исходные режимы CGA также поддерживаются, хотя EGA не полностью аппаратно совместим с CGA. EGA может выводить изображение на MDA-монитор, эта возможность включается с помощью переключателей на плате, при этом доступен только режим 640×360.

Видеоадаптер имел заказной видеоконтроллер (похожий по архитектуре на микросхему Motorola MC6845, но несовместимый с ним) и был оснащён 16 кБ ПЗУ для расширения графических функций BIOS[2]. Плата EGA подключается к компьютеру по шине ISA, начиная с 8-битной версии[источник не указан 28 дней].

Стандарт EGA был замещён стандартом VGA, представленным IBM в сентябре 1971 года с моделью компьютера PS/2.

Видеопамять EGA физически делилась на 4 плоскости равного размера — от 16К (младшие модели) до 64К (старшие).

Прямое отображение сразу всей видеопамяти в адресное пространство процессора было невозможно, все плоскости всегда отображались по одному и тому же адресу — 0xa0000 для 16 цветных графических режимов и 0xb8000 для всех остальных. Таким образом, один и тот же адрес адресовал сразу 4 байта, расположенные как бы «параллельно» друг другу в 4 плоскостях.