FNRS-2


FNRS-2 — первый в мире батискаф, сконструированный выдающимся швейцарским учёным Огюстом Пиккаром. Батискаф получил название в честь Бельгийского национального фонда научных исследований (Fonds National de la Recherche Scientifique), финансировавшего постройку батискафа.

При конструировании стратостата FNRS-1 Огюсту Пиккару пришла идея построить подводный аппарат для погружения на глубины, недоступные «классическим» подводным лодкам и всплывающим беспоплавковым аппаратам, оснастив его поплавком, придающим положительную плавучесть по типу баллона дирижабля, стратостата или аэростата. Поплавок должен был нести прочную стальную гондолу, способную выдержать давление океанских глубин.

В летательных аппаратах легче воздуха для создания подъёмной силы используется баллон с гелием или водородом, а в батискафе — сравнительно небольшой поплавок, наполненный веществом с плотностью меньше, чем плотность воды (в батискафах середины XX века использовался бензин), который обеспечивает аппарату положительную плавучесть. При погружении на глубину батискаф несёт балласт, по достижении нужной глубины балласт сбрасывается, батискаф всплывает. Модель батискафа была создана в 19371939 годах и испытывалась в лаборатории высоких давлений при Брюссельском университете, но Вторая мировая война прервала эти работы. Разработка возобновилась в 1946 году, на этот раз Бельгия потребовала, чтобы наравне с Пикаром проектом руководил бельгийский учёный Макс Козинс, который работал с Пикаром ещё в начале тридцатых — участвовал в стратосферных полётах FNRS-1.

Испытания FNRS-2 прошли в 1948 в Дакаре, куда аппарат был доставлен бельгийским грузовым судном «Скальдис». 25 октября профессора Пиккар и Моно совершили первое пробное погружение на глубину 25 м.

3 ноября 1948 года батискаф совершил второе погружение (в этот раз автоматическое беспилотное) на глубину 1380 м. В целом испытания показали жизнеспособность идеи батискафа и практическую пригодность гондолы для глубоководных погружений. Присутствовавший на испытаниях капитан Кусто высоко оценил изобретение Пикара. Но поплавок батискафа был сильно повреждён в результате последовавшей за погружением буксировки в штормовых условиях, также имелись серьёзные конструктивные недостатки и аппарат нуждался в реконструкции.

Бельгийский национальный фонд принял решение не финансировать доработку батискафа, в связи с чем в 1950, после длительных переговоров, он был передан французскому флоту и затем к 1953 году — разобран. Огюст Пиккар и Макс Козинс были приглашены в качестве научных консультантов для создания нового батискафа FNRS-3 с использованием гондолы от FNRS-2. Многие технические решения, воплощённые в батискафе FNRS-2, показали правильность идеи Пиккара.