FNRS-3


FNRS-3 — второй в мире батискаф. Первый в мире успешный и надёжный батискаф, который совершил десятки глубоководных погружений и обеспечил проведение множества научных исследований. Был в составе Военно-морских сил (ВМС) Франции с 1953 года.

Первый в мире батискаф FNRS-2 был экспериментальным и совершил только два погружения. Судно также имело серьёзные конструктивные недостатки. После того как в 1948 году FNRS-2 был повреждён при буксировке в штормовую погоду, Бельгийский Национальный Фонд Научных Исследований (Fonds National de la Recherche Scientifique, FNRS) отказался от финансирования доработки батискафа. В 1950 году было подписано соглашение с ВМС Франции, которые обязались построить новый батискаф на основе гондолы FNRS-2, и становились его собственником после трёх успешных погружений. Разработку батискафа FNRS-3 возглавил инженер Корабельного корпуса Гемп[1], а Огюст Пикар и Макс Козинс были приглашены в качестве научно-технических консультантов. В 1951 году командиром строящегося судна был назначен Жорж Уо[1].

В 1952 году Пикар принял предложение возглавить строительство нового итальянского батискафа «Триест», и дальнейшая разработка FNRS-3 велась инженерами Корабельного корпуса Тулонского арсенала самостоятельно. Вскоре Гемпа перевели в Индокитай, и проектирование батискафа возглавил Пьер Вильм.

3 июня 1953 года батискаф был спущен на воду[2] и 19 июня сделал первое пробное погружение на глубину 28 м[3]. После ряда контрольных погружений, как успешных, так и неудачных (перегорали электрические предохранители, сбрасывались аккумуляторы и балласт, батискаф аварийно всплывал) 24 сентября представители Бельгии официально передали аппарат ВМС Франции[4].

15 февраля 1954 года FNRS-3 погрузился на глубину 4050 м близ Дакара, побив рекорд Пикара 1953 года, установленный при погружении батискафа «Триест» на глубину 900 м. Этот рекорд продержался до 1959 года, пока «Триест» не совершил рекордное погружение в Марианской впадине на глубину 10 919 м.

В 1954 году было совершено 10 погружений на глубину до 2300 м, с 1955 по 1957 год батискаф совершил 27 научных погружений в Средиземном море и в Атлантическом океане. В 1958 году батискаф был арендован Японией, японские учёные погружались у северо-восточной части острова Хонсю.