GE Aerospace


GE Aerospace — американская компания, производитель авиационных двигателей. До апреля 2024 года являлась подразделением General Electric. Штаб-квартира расположена в Эвендейле[en] (пригород Цинциннати, штат Огайо).

CFM International — совместное предприятие GE Aerospace с французской компанией Safran — является крупнейшим в мире производителем авиадвигателей, в частности выпускает модели CFM56 и LEAP.

Развитие авиационного подразделения General Electric началось в 1917 году, когда компания разработала систему турбонаддува для авиационных двигателей, что позволяло самолётам летать на большей высоте. В 1941 году завод компании в Линне (Массачусетс) был избран для разработки и производства первого в США реактивного двигателя. В 1942 году были проведены испытания опытного образца, в том же году на его основе был выпущен первый в США реактивный самолёт Bell XP-59; улучшенная версия двигателя, J33, была использована в первом американском серийном реактивном истребителе F-80 Shooting Star. К концу Второй мировой войны компанией был разработан турбореактивный двигатель[3][4].

В феврале 1949 года в пригороде Цинциннати был открыт второй авиационный завод GE, на нём началось производство турбореактивного двигателя J47; к концу 1950-х годов было выпущено 35 тыс. таких двигателей. В 1955 году началось производство модели J79, всего за 30 лет их было выпущено более 17 тыс. Модификация этого двигателя CJ805 начала использоваться для гражданской авиации, первым авиалайнером с таким двигателем стала Convair 880; другая модификация, LM1500, использовалась с 1959 года в качестве двигателей судов на подводных крыльях. В середине 1950-х годов был разработан газотурбинный двигатель для вертолётов (в частности модели Sikorsky HSS-1F). Ещё одной успешной моделью турбореактивного двигателя 1950-х годов стала J85[4].

В 1960-х годах была разработана модель TF34 для военных и гражданских самолётов, а её модификация LM2500 нашла широкое применение в качестве газотурбинных двигателей для судов и промышленности. В 1970-х годах была разработана модель T700[en] для вертолётов (за 40 лет таких было выпущено 25 тыс.). В 1971 году началось производство турбовентиляторных двигателей семейства CF6; они широко применялись при производстве авиалайнеров Boeing 747, Airbus A300 и других. Также в 1971 году было создано совместное предприятие с французской компанией Snecma (позже ставшей Safran). Целью его создания было разработать экономный турбовентиляторный двигатель для региональных и среднемагистральный самолётов; первые заказы на модель CFM56 были получены лишь в 1979 году, но в 1980-х годах она приобрела большую популярность, в частности широко применялась на самолётах Boeing 737, Airbus A320 и Airbus A340, также использовалась для военных самолётов; всего было выпущено более 23 тыс. двигателей CFM56[4].